Первое, что встречает при входе в театр – сладковато-насыщенный аромат, в котором сливаются декорации, шуршание подолов платьев, усмешки актеров и их размеренное хождение по сцене.
Когда я смотрела «Сирано де Бержерак» на своей родине, в Курском драмтеатре, мне постановка показалась больше комичной, чем трагичной. Однако «Балтийский Дом» продемонстрировал мне всю глубину произведения. Самым запоминающимся персонажем для меня оказался сам Сирано – многогранность его как человека неоспорима – в нем смешивается ироничное отношение ко всему окружающему и, в первую очередь, к самому себе, ведь, как говорится, высшее чувство юмора заключается в том, чтобы посмеяться над собой. Тем не менее, в нем присутствует и самоуважение, к которому он приучает других – подобающе относиться именно к нему. Остальные за себя решат сами.
Потрясающе подобран типаж актера на эту роль – он не имеет особых отличительных черт (кроме искусственно воссозданного носа), но его харизма заставляет не смотреть на наружность, и проникаться симпатией к герою за его острый ум и ораторские способности, за умение тонко подмечать сущность людей, с которым он контактирует, и обрамлять ее в стройные стихотворные строки. Но персонаж вовсе не самовлюблен (разве что это можно списать на здоровый эгоизм), потому что он готов отставить в сторону собственное желание быть рядом с любимой женщиной ради обеспечения ее счастья рядом с тем, кого любит она. Другой вопрос заключается в том, что главная героиня поступает еще более эгоистично – к примеру, в сцене, где просит возлюбленного писать ей каждую ночь по длинному письму. Интересно, она подумала о том, что на войне солдату нужен качественный сон, в противном случае это скажется на его внимательности и бодрости. В результате – возрастут шансы быть убитым. Разве любящие люди желают ухудшения самочувствия другого ради подобострастных и, к слову, совершенно ненужных, подтверждений чувств к себе?
Для меня еще одним странным моментом было то, что сестра не узнала строки брата, его манеру стихосложения, ведь, по задумке автора, именно этим талантом и славится Сирано. С другой стороны, ей не хотелось принимать это, гораздо легче слышать то, что хочется слышать. Даже эпизод, в котором Кристиан лыка не вяжет и может свои чувства поместить всего в три слова, не наводит Роксану на подозрения. Впрочем, все эти мысли приходят в отрезвленную голову рационального зрителя, но какой может быть рационализм в пьесе, где во главу угла ставится любовь?
Естественно, вся трагичность ситуации проистекает из пламенных переживаний, и каждый герой повинуется внутреннему голосу. Причем только у Сирано возникает глубокий конфликт, который в начале решается в пользу «общего блага», когда Сирано жертвует собственной радостью нахождения около Роксаны, но позднее мысли о том, чтобы раскрыть обман посещают его все чаще, вытесняя первоначальный замысел. Причем нельзя сказать, что первое было сделано совсем уж на основании благородных начал – скорее, из-за комплексов относительно внешности, а второе не столько из стыда за умышленный обман любимой женщины, сколько из-за желания показать, кем на самом деле она восхищается.
Здесь возникает еще один вопрос – разве человека по-настоящему можно любить только за его способность писать трогательные стихи? Очевидно, что это форма наиболее точного выражения чувств, но если человек не умеет делать это красиво, неужели он из-за этого перестает сильно и искренне любить? Сколько в Сирано прослеживается эмоциональных мук, столько в нем присутствует самоотдачи и горячих попыток сделать «как лучше» - столько в Роксане проглядывается эгоцентризма. Не вижу я в этом персонаже ту возвышенную натуру, которую заслуживает Сирано. Впрочем, возможно, именно в этом и заключается ирония? Хотя в конце о судьбе несчастной девушки невозможно не взгрустнуть. В один миг перед ней промелькнула реальность, которую она не хотела замечать или же не видела за чувствами к другому человеку.
Весь трагизм именно в том, что человек всегда держится за тот мир, в котором ему уютно, даже если штукатурка сыплется на голову, а стены проедены плесенью. К сожалению, увидеть это не получается так просто, как мы думаем со стороны. Но открываем глаза порой так запоздало, что смотреть уже бессмысленно. Кристиан как персонаж является катализатором этой трагедии. Он не столь колоритен, представляется как человек, покорно следующий по проторенному пути – соглашается пускай после недолгих колебаний на авантюру, предложенную Сирано, ему нужен опорный элемент и четкая инструкция, как поступить в ситуации, которую ему подкинула озорная судьба. Но под конец спектакля заметно, насколько он вырастет духовно и сформируется в своенравного героя.
В этой пьесе сочувствуешь всем трем ключевым лицам. Прочие персонажи поспособствовали воссозданию средневекового быта, увеселительных моментов и жизни на войте и в мире. Они оживляли скудные и лаконичные декорации вокруг себя – деревянные перемычки лишь обрисовывали место действия, но нисколько не помогали зрителю погрузиться в произведение целиком. Лишь актеры, на чьи плечи легла ответственность за качество передачи мыслей автора, смогли спасти положение.
Из эпохи также были выдернуты некоторые женские одежды – несколько платьев смотрелись дешево, словно их слепили на коленке буквально за пару минут до начала спектакля. Это создавало диссонанс, поскольку благородная дама не может себе позволить на людях носить тряпье из старых занавесок. На контрасте стоит отметить мужские облачения – они как раз выглядели максимально проработанными и детализированными. На поклонника Роксаны я засматривалась весь спектакль.
В целом, постановка получилась волнующей, даже несмотря на то, что ты знаешь, чем все закончится (естественно, если ты заранее ознакомлен с творчеством Эдмона Ростана). Несмотря на то, что тебе известна печальная судьба Сирано, ты до последнего надеешься, что он выкарабкается, и убийца пройдет мимо этого задорного острослова. Несмотря на то, что Роксана часто раздражает своими выходками, в финале ты жалеешь ее, вспоминая, как она мужественно пробирается в гущу военных действий из жажды увидеть любимого человека. Несмотря на некую несуразность Кристиана, ты все же очаровываешься его метаниями и, в конце концов, восхищаешься его выработанной по ходу сюжета пьесы способностью поступать согласно подсказкам совести.
Ты наблюдаешь вырванный кусочек истории, повествующий, как легко эта самая история может смолоть в собственных жерновах талантливых и посредственных, красивых и уродливых, насколько стоит нажать на рычажок внутри человека, который заставит его мыслить и действовать кардинально по-иному. Любовь толкает на великие и безрассудные поступки. Она является причиной жить дальше, и она же бросает в пучину неизвестности. Она кровью пишет историю человечества, из нее рождаются многие другие чувства, пускай часто в извращенной форме.
Сирано де Бержерак позволил вновь задать себе те вопросы, на которые не будет ответа. А «Балтийский Дом» и его замечательные актеры – прожить еще одну жизнь в роли наблюдателя, увидеть в некоторых героях себя, посмеяться над собой и немного потосковать. Проецировать действие на сцене на окружающий мир и отвлекаться от него.
Спасибо за увлекательно проведенный вечер! Непременно загляну к вам на «Мастера и Маргариту»!