Найти в Дзене
Морской цветок

Мои замечания российскому образованию из личного опыта.

Хочу поговорить о наболевшем. Наверное, вряд ли кто-то из чиновников заметит мой текст, да и полемики на эту тему немало. Но некоторых пунктов я не встречала нигде.

1. Отсутствие полноценной работы над ошибками.

Серия карикатур В. Чижикова "Великие за партой". Источник Яндекс картинки.
Серия карикатур В. Чижикова "Великие за партой". Источник Яндекс картинки.

Моя дочка уже закончила школу, сын заканчивает, и только в начальной школе работа над ошибками проскакивала в тетрадях по русскому языку, что-то наподобие "научись писать букву Б" или "повтори словарные слова". В мое время работу над ошибками в контрольных или самостоятельных работах проводили даже в выпускных классах.

Почти всегда, если ребенок приносил "3" или "4", он не знал, где у него ошибка. Более того, чаще всего контрольную или проверочную работу вообще не дают на руки, и посмотреть, в чем ты ошибся, нет никакой возможности.

Конечно, можно по каждому вопросу приходить к преподавателю, но, во-первых, времени у него не вагон, а во-вторых, времени не вагон у самого родителя. Вопросы же ученика в основном остаются без ответа: "Я посмотрю и скажу", в следующий раз: "Не успела", "Забыла", в общем, кормят завтраками и спускают на тормозах.

Серия карикатур В. Чижикова "Великие за партой". Источник Яндекс картинки.
Серия карикатур В. Чижикова "Великие за партой". Источник Яндекс картинки.

Что было бы проще - раздать тетради, попросить сфотографировать работу (смартфоны есть практически у всех) и сделать дома работу над ошибками - это для тех, кто очень ревностно относится к расходованию учебного времени или боится отдавать тетради для контрольных работ домой. Нам отдавать не боялись.

Серия карикатур В. Чижикова "Великие за партами". Источник Яндекс картинки.
Серия карикатур В. Чижикова "Великие за партами". Источник Яндекс картинки.

А мы с детьми, в итоге, пробелы в усвоенных знаниях искали дома, но насколько было бы меньше временных и нервных затрат, если бы ученик знал, "где копать".

2. Отсутствие четких правил оформления.

Наверное, все помнят "отступ две клеточки, три между примерами" и т.п. Да, в начальной школе иногда эти правила доводят до белого каления. Но, по крайней мере, они упорядочивают текст, который нужно проверить учителю.

Серия карикатур В. Чижикова "Великие за партами". Источник Яндекс картинки.
Серия карикатур В. Чижикова "Великие за партами". Источник Яндекс картинки.

Заканчивается начальная школа, начинается средняя, здесь почти нет придирок к почерку, и на правила оформления внимания почти не обращают - написано аккуратно, и хорошо.

Между тем, решение задач, лабораторные и практические работы требуют своего оформления. Моих ребят этим правилам никто не учил, и на ЕГЭ, например, дочке не засчитали правильно решенную задачу по биологии из второй части из-за оформления. Причем, как она говорит, в разных источниках оформление показывается разное; как писать, одному ФИПИ известно, но наверняка и там брожение умов, судя по постоянным изменениям.

Серия карикатур В. Чижикова "Великие за партами". Источник Яндекс картинки.
Серия карикатур В. Чижикова "Великие за партами". Источник Яндекс картинки.

3. Система обучения "по спирали".

По-моему, идиотизм. Вот прямо так и выскажусь.

Как можно давать детям в 7 классе закон всемирного тяготения, рассказывать про силу притяжения, и про простейшую величину - ускорение свободного падения g - упоминать в контексте "подробнее с ним вы познакомитесь в 9(!) классе"?

На географии проходили азимут и компас, не пройдя по геометрии градусную меру углов.

Серия карикатур В. Чижикова "Великие за партами". Источник Яндекс картинки.
Серия карикатур В. Чижикова "Великие за партами". Источник Яндекс картинки.

Когда училась моя дочь, был учебник биологии Сивоглазова, которым мне жутко хотелось побить автора. "Выделительная система живых организмов", в параграфе - про пожелтение листьев, выделение мочи у млекопитающих и двухфазное что-то там у рыб. Все свалено в кучу, систематизировать этот бред не было никакой возможности. Слава Богу, сын по этому учебнику уже не учился.

Серия карикатур В. Чижикова "Великие за партами". Источник Яндекс картинки.
Серия карикатур В. Чижикова "Великие за партами". Источник Яндекс картинки.

Это всего лишь несколько фактов, которые меня попросту шокировали. Я не ставила себе целью искать недочеты в системе, это всё всплывало по ходу обучения моих детей.

4. Направляющая роль учителя.

Учителем Александра Македонского, кстати, был великий Аристотель. Серия карикатур В. Чижикова "Великие за партами". Источник Яндекс картинки.
Учителем Александра Македонского, кстати, был великий Аристотель. Серия карикатур В. Чижикова "Великие за партами". Источник Яндекс картинки.

Вот это умаление значения личности преподавателя меня раздражает. Дети, мол, сами способны учиться, их надо только "направить".

Лично мне только хочется понятно куда направить этого "гения" от педагогики, который придумал эту ересь. Вся история человеческого обучения показывает, как важен личный пример учителя.

Серия карикатур В. Чижикова "Великие за партами". Источник Яндекс картинки.
Серия карикатур В. Чижикова "Великие за партами". Источник Яндекс картинки.

А здесь предлагается живое общение заменить на предлагаемые ссылки в интернете. Во время дистанционного обучения так и случилось повсеместно, и что? Кругом говорят о падении качества знаний.

5. Качество учебников.

Давайте будем честны и признаем, что нынешние учебники не годятся для самостоятельного изучения.

Недавно с мужем вспоминали нашу учебу. Если пропустил урок, всё, что необходимо, ты мог найти в параграфе учебника, четко и понятно изложенном.

Кстати, очень редко учитель объяснял новую тему, используя учебник. Темы по истории, географии, биологии, математике рассказывались самим учителем с применением доски, наглядных пособий и карт. Всё. Повторять дома предполагалось уже по учебнику. Теперь же массовые конспекты на уроке по параграфу, в котором четкость и систематизированность изложения страдают очень сильно.

Серия карикатур В. Чижикова "Великие за партами". Источник Яндекс картинки.
Серия карикатур В. Чижикова "Великие за партами". Источник Яндекс картинки.

Берегу любые учебники советского периода, потому что в них написано понятнее некуда, и очень часто они пригождались моим детям, когда возникало непонимание учебника нынешнего. Кстати, в букинистических магазинах можно найти очень неплохие экземпляры.

Источник Яндекс картинки.
Источник Яндекс картинки.

Вот и получается, что система образования сейчас держится на родителях, а, если они не имеют возможности участвовать (лично или через репетиторов) в процессе обучения, то чаще всего на выходе получается троечник по нынешнему курсу или полный ноль по старому образцу.