Семейное образование! А что так можно было?
Большинство из нас отходили в школу от звонка до звонка. Да, мы могли не любить школу, не желать в нее идти, но чтобы реально вот просто взять и перестать ходить в школу, ЗАКОННО! такого себе даже и представить не могли.
Мое знакомство с темой семейного образования началось в 2015 году, когда моя дочка пошла в первый класс. Пошла потому что уже 7 лет и уже надо идти в школу. У меня даже не возникло мысли, что может быть по-другому. почему я вообще повела свою дочку в школу? Ведь мне никто не звонил, писем не писал, никаких повесток не присылал. Просто так принято в обществе. И я не задумываясь отправила свою дочку в школу.
Но к семейному образованию я пришла благодаря сыну. Мы жили вместе всего полгода на тот момент, он уже перешел во второй класс в Вальдорфскую школу. Муж каждый день через весь город возил сына в школу, в то время, как дочке нужно было проехать пару остановок, а обратно чаще всего возвращались пешком даже. Кроме того обучение в Вальдорфской школе стоило больших денег. Мы с мужем стали подумывать не перевести ли сына в обычную школу, чтобы сэкономить время и деньги. Окончательное решение о переводе мы приняли спустя месяц учебы детей, когда и я и Святослав (сын) вдруг обнаружили, что пока он пишет мелками печатными буквами на альбомных листах, и толком не умеет читать ( а таких в их классе было много), Оля уже вырисовывает красивые письменные буквы в тетрадке, и хорошо читает. Сыну стало казаться, что на Олином фоне он ходит в детский сад, а ведь он старше. И мы приняли решение перевести его в обычную среднюю школу.
О том, чтобы пойти в первый класс и наверстать упущенное не было и речи. Я считала, что это пустая потеря времени, все-равно что остаться на второй год, мы справимся сами - решила я. К тому, что Святославу врач поставил диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) я отнеслась скептически. "Сейчас любому ребенку такой диагноз можно поставить, это просто все избалованность и неправильное воспитание" - так я думала на тот момент. Надо отдать должное Святославу, первые две недели он очень старался, не смотря на то, что ему было очень сложно сконцентрироваться. За 2 недели он научился писать письменные буквы, научился читать. Было непросто, но он справился. Однако мы не учли, что уже в первом классе проходят много правил по русскому языку, а еще множество правил как оформлять свои работы в тетради: тут 4 клеточки отступить, а тут 2, за поля не заходить и т.д. Все это оказалось для Святослава не только сложным, но и еще невыполнимым. И хотя я распечатала ему все правила на листочках, чтобы он мог применять их на уроках, а дома сама контролировала домашку, все эти правила оказались нам не по силам. А ведь еще проходят новые темы, правила, нужно все успевать. Учительница каждый день стала ставить двойки Святославу за все предметы. Сейчас уже трудно обвинять учителя в том, что она не отнеслась к Святославу мягче и с пониманием. У нее 30 человек только в одном классе, а всего у нее было 2 начальных класса. Каждому время не уделишь. Больше всего в этой истории меня расстроило то, что учительница отбила у него любовь к рисованию. Святослав так любил рисовать. Рисовал каждый день, яркими цветами и так хорошо у него получалось. И он был так счастлив когда рисовал. А в школе учительница давала им задания срисовывать с доски то, что она нарисовала и за каждую работу Святослава ставила ему тройки. Я смотрела на рисунки, и не понимала: почему тройка. Для второклассника он очень хорошо рисовал. Мне запомнился очень хорошо тогда только один рисунок и причина почему тройка: рисовали курочку на земле. Святослав нарисовал курочку, землю тоже прорисовал, с травкой даже, но ноги курочки не доставали до земли, она как будто подпрыгнула на полсантиметра. И тройка за то, что она в воздухе, а должна быть на земле. Почти каждый день учительница вызывала нас в школу, ругала за то, что Святослав не успевает, и что она не может его ждать, и не может ставить ему больше двоек, в ее планах оставить его на второй год. Но до конца учебного года оставалось еще 5 месяцев. Ребенок каждый день плакал, я тоже. Каждый день мы с ним не хотели идти в школу. Это был настоящий ад.
Я подумала, что мы совершили большую ошибку, и учитывая все мучения, лучше уж было идти в первый класс. Мы пошли к директору просить о переводе в первый класс. Но увы, нам было отказано и в переводе в первый класс, и в переводе в параллельный к другой учительницу. В принципе нам было сказано так: либо подстараивайтесь и терпите, либо уходите. Больше ничего не можем вам предложить.
Уйти...куда уйти посередине года. В первый класс все-равно не примут, а во второй бессмысленно. В Вальдорфскую школу дорого и далеко. Что делать-то?
И тут впервые в моей голове возник вопрос: а почему мы вообще обязаны водить ребенка в школу? А можно ли не ходить в школу?
Оказалось можно!
Статья 44 закона РФ «Об образовании» гарантирует родителям свободу выбора, как обучать детей. Решение родители принимают сами. Не требуются справки от врача или другие уважительные причины. После окончания 9 класса подросток вправе выбрать тип обучения самостоятельно, по согласию родителей.
Статья 17 федерального закона «Об образовании в РФ» фиксирует форму семейного образования с правом последующего прохождения промежуточных и итоговых аттестаций.
Никто не имеет права отказать родителям/законным представителям в выборе формы обучения (ФЗ №273 от 29.12.2012 г.).
Для того, чтобы перейти на семейное образование, достаточно написать уведомление в органы самоуправления в сфере образования по месту проживания. Если же ребенок уже ходит в школу, то еще понадобится написать заявление в школу о переходе на другую форму образования.
Чисто теоретически можно уйти просто "домой", но фактически я бы не стала рисковать и организовала бы промежуточную аттестацию ребенка.
Мы достаточно просто ушли из школы, однако просто так нам не хотели отдавать документы и для начала мы нашли платформу, через которую можно проходить аттестацию в онлайне. К школе прикрепляться не захотелось, нам нужно было больше спокойствия и больше свободы в плане обучения.
Переход на семейное образования не освобождает от учебы. Это достаточно серьезный шаг, к которому надо подходить со всей ответственностью и быть готовым столкнуться с неожиданностями.
Переход со Святославом на семейное образование дал нам время на более комфортное обучение. Было непросто, однако со временем у нас со Святославом улучшилось не только настроение и знания, но еще и отношения. Это время помогло Святославу поверить в себя, заинтересоваться учебой. Учились мы с ним на семейном образовании всего полгода. В следующий учебный год он пошел в обычную общеобразовательную школу, и снова во второй класс, но это решение уже было взвешенным не только мной и мужем, но и самим Святославом. Он стал получать хорошие оценки и это придало уверенности в себе.
Вот такая краткая история о том, как мы впервые познакомились с темой семейного образования.