Как и первая в России Царскосельская дорога, Балтийская железная дорога на первых порах носила дворцово-увеселительный характер. И дорога, и вокзал, первоначально назывались Петергофскими. Отсюда пассажирские составы отправлялись до Петергофа – находящейся в 30 км от города царской резиденции, основанной Петром I. Сегодня Балтийский наряду с Ярославским в Москве и Финляндским – входит в тройку самых загруженных по пригородному пассажиропотоку.
Давайте прежде чем сесть в электричку, успеем рассмотреть этот вокзал, который дошел до нас практически в первозданном виде.
Все было впервые и вновь
Владелец Петергофской железной дороги барон Александр Людвигович Штиглиц заказал строительство Александру Ивановичу Кракау.
Не мудрствуя лукаво, Кракау взял за прототип Восточный вокзал в Париже, построенный всего на несколько лет раньше, и творчески переработал проект.
Это было оправдано, поскольку опыт в строительстве вокзалов в России практически отсутствовал. Интересно и то, что Кракау, будучи академиком архитектуры, особо не отметился какими-либо известными сооружениями. Балтийский вокзал – практически единственная его известная работа.
21 июля 1857 года в сторону Петергофа отправился первый 14-вагонный состав, и благополучно прибыл в место назначения через 1 час 10 минут. Это была первая частная и притом коммерчески успешная железная дорога в России. Через 7 лет поезда стали ходить еще дальше – до Ораниенбаума. С Балтийского же вокзала пошел и первый в Ленинградском узле электропоезд, было это в январе 1933 года.
Привокзальная площадь
Неотъемлемая часть любого вокзального комплекса. Расположена между вокзалом и набережной Обводного канала и имеет кольцевую планировку. Во многом это связано с тем, что достаточно долгое время здесь было трамвайное кольцо, одно из первых в Санкт-Петербурге. Оно проработало с 1908 по 1948 год.
Память об этом сохраняет круглый сквер. Сейчас в центре памятник Великой Отечественной войне, но еще в 1950-е годы здесь возвышалась скульптура Сталина.
Вход и часы
Входы раньше в вокзал раньше были не в центре как сейчас, а сбоку. Это хорошо видно на открытке начала XX века. Сохранились пандусы для экипажей, которые позволяли подъезжать под навес прямо к входу в вокзал.
На открытке заметьте, что суеты у правого входа гораздо больше, чем у левого. Правый вход был для обычной публики, а левый – для императорской семьи. Петергофская железная дорога до революции часто использовалась для поездок августейшей семьи. В левое крыло прибывала царская чета и отсюда уже садилась непосредственно в поезд.
Над входом в Балтийский вокзал – часы фирмы Павла Буре, они здесь находились всегда, правда в наше время переведены на электрический ход.
Павильон метро
Интересен и павильон станции метро «Балтийская», соединенный с вокзалом переходом. Он выстроен как часть ансамбля, но его массив явно нарушает изящную симметрию вокзала из Франции. На самом деле справа со строительством метро в 1950-е годы планировалось аналогичное здание, где бы разместились конторы и магазины.
Однако из-за дефицита средств оно так и не было построено. Интересно и то, что павильон метро был спроектирован Михаилом Константиновичем Бенуа. Символично, что его прадед Николай Леонтьевич Бенуа создал все великолепные вокзалы Петергофской железной дороги: Лигово, Сергиево, Стрельна и Новый Петергоф. Судьба Михаила Константиновича оказалось трагической, он умер за два месяца до открытия ленинградского метро в возрасте 43 лет.
Дебаркадер
Всех, кто первый раз на этом вокзале, поражает огромное пространство скрывающее внутри. Это бывший дебаркадер – платформы для прибывающих поездов, перекрытые огромной крышей.
Такой был на всех петербургских вокзалах, но сохранился только на Балтийском. Сейчас пути заканчиваются дальше от вокзала, а дебаркадер используется как гигантское распределительное пространство.
Здесь же под дебаркадером можно увидеть, что левая и правая сторона имеют разное оформление. Левая (если смотреть в сторону путей) имеет огромные световые окна. На самом деле до очередной реконструкции вход на вокзал был с этой стороны, что хорошо видно на сохранившихся чертежах.
Зачем два вокзала рядом?
Пока работал находящийся совсем поблизости Варшавский вокзал, гости города удивлялись, как здесь образовались два вокзала, практически дублировавшие друг друга. До закрытия Варшавского вокзала, отправляющиеся с них электрички проходили какое-то время через общие станции – «Броневая», «Ленинский проспект».
Да и в пригородной Гатчине существуют – два вокзала: Гатчина-Варшавская и Гатчина-Балтийская, были даже круговые электрички – которые уходили с Балтийского вокзала по одному маршруту, а возвращались по другому. Такое дублирование – следствие того, что многие железные дороги в дореволюционной России были как казенные, так и частные, они иногда конкурировали между собой, развивались стихийно, переходили из рук в руки. Из этой же серии история с Ленинградским и Ярославским вокзалом в Москве.
Депо Балтийского вокзала
Неотъемлемой частью каждого вокзала раньше было находившееся рядом депо (сегодня оно может находиться на удалении). В 19-м веке они был «круговыми», то есть паровоз заходил в депо и с помощью специального поворотного круга направлялся в «стойло».
После того, как от такой схемы отказались, круговые депо стали разбирать по всей нашей необъятной стране. Но вот на Балтийском вокзале оно сохранилось и даже музеефицировано! Сегодня вокруг него вырос Музей российских железных дорог – один из крупнейших в Европе.
Мы его не рекламируем. Просто очень хотим, чтобы вы там побывали, если любите историю города, страны и ее железных дорог.
О том, что мы не успеваем посмотреть на Московском вокзале, можно прочитать здесь.
Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.
Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru
Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook
Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL