Найти тему
Музей Оранэлы

Балтийский: вокзал, который мы не успеваем рассмотреть

Как и первая в России Царскосельская дорога, Балтийская железная дорога на первых порах носила дворцово-увеселительный характер. И дорога, и вокзал, первоначально назывались Петергофскими. Отсюда пассажирские составы отправлялись до Петергофа – находящейся в 30 км от города царской резиденции, основанной Петром I. Сегодня Балтийский наряду с Ярославским в Москве и Финляндским – входит в тройку самых загруженных по пригородному пассажиропотоку.

Давайте прежде чем сесть в электричку, успеем рассмотреть этот вокзал, который дошел до нас практически в первозданном виде.

Все было впервые и вновь

Владелец Петергофской железной дороги барон Александр Людвигович Штиглиц заказал строительство Александру Ивановичу Кракау.

А.И, Кракау
А.И, Кракау

Не мудрствуя лукаво, Кракау взял за прототип Восточный вокзал в Париже, построенный всего на несколько лет раньше, и творчески переработал проект.

Восточный вокзал в Париже. Источник: Википедия.
Восточный вокзал в Париже. Источник: Википедия.

Это было оправдано, поскольку опыт в строительстве вокзалов в России практически отсутствовал. Интересно и то, что Кракау, будучи академиком архитектуры, особо не отметился какими-либо известными сооружениями. Балтийский вокзал – практически единственная его известная работа.

21 июля 1857 года в сторону Петергофа отправился первый 14-вагонный состав, и благополучно прибыл в место назначения через 1 час 10 минут. Это была первая частная и притом коммерчески успешная железная дорога в России. Через 7 лет поезда стали ходить еще дальше – до Ораниенбаума. С Балтийского же вокзала пошел и первый в Ленинградском узле электропоезд, было это в январе 1933 года.

Привокзальная площадь

Неотъемлемая часть любого вокзального комплекса. Расположена между вокзалом и набережной Обводного канала и имеет кольцевую планировку. Во многом это связано с тем, что достаточно долгое время здесь было трамвайное кольцо, одно из первых в Санкт-Петербурге. Оно проработало с 1908 по 1948 год.

Память об этом сохраняет круглый сквер. Сейчас в центре памятник Великой Отечественной войне, но еще в 1950-е годы здесь возвышалась скульптура Сталина.

-4

Вход и часы

Входы раньше в вокзал раньше были не в центре как сейчас, а сбоку. Это хорошо видно на открытке начала XX века. Сохранились пандусы для экипажей, которые позволяли подъезжать под навес прямо к входу в вокзал.

-5

На открытке заметьте, что суеты у правого входа гораздо больше, чем у левого. Правый вход был для обычной публики, а левый – для императорской семьи. Петергофская железная дорога до революции часто использовалась для поездок августейшей семьи. В левое крыло прибывала царская чета и отсюда уже садилась непосредственно в поезд.

-6

Над входом в Балтийский вокзал – часы фирмы Павла Буре, они здесь находились всегда, правда в наше время переведены на электрический ход.

Павильон метро

Интересен и павильон станции метро «Балтийская», соединенный с вокзалом переходом. Он выстроен как часть ансамбля, но его массив явно нарушает изящную симметрию вокзала из Франции. На самом деле справа со строительством метро в 1950-е годы планировалось аналогичное здание, где бы разместились конторы и магазины.

Проект реконструкции вокзала в 1950-е
Проект реконструкции вокзала в 1950-е

Однако из-за дефицита средств оно так и не было построено. Интересно и то, что павильон метро был спроектирован Михаилом Константиновичем Бенуа. Символично, что его прадед Николай Леонтьевич Бенуа создал все великолепные вокзалы Петергофской железной дороги: Лигово, Сергиево, Стрельна и Новый Петергоф. Судьба Михаила Константиновича оказалось трагической, он умер за два месяца до открытия ленинградского метро в возрасте 43 лет.

Дебаркадер

Всех, кто первый раз на этом вокзале, поражает огромное пространство скрывающее внутри. Это бывший дебаркадер – платформы для прибывающих поездов, перекрытые огромной крышей.

-8

Такой был на всех петербургских вокзалах, но сохранился только на Балтийском. Сейчас пути заканчиваются дальше от вокзала, а дебаркадер используется как гигантское распределительное пространство.

Здесь же под дебаркадером можно увидеть, что левая и правая сторона имеют разное оформление. Левая (если смотреть в сторону путей) имеет огромные световые окна. На самом деле до очередной реконструкции вход на вокзал был с этой стороны, что хорошо видно на сохранившихся чертежах.

-9

Зачем два вокзала рядом?

Пока работал находящийся совсем поблизости Варшавский вокзал, гости города удивлялись, как здесь образовались два вокзала, практически дублировавшие друг друга. До закрытия Варшавского вокзала, отправляющиеся с них электрички проходили какое-то время через общие станции – «Броневая», «Ленинский проспект».

Балтийский и Варшавский вокзалы (1933)
Балтийский и Варшавский вокзалы (1933)

Да и в пригородной Гатчине существуют – два вокзала: Гатчина-Варшавская и Гатчина-Балтийская, были даже круговые электрички – которые уходили с Балтийского вокзала по одному маршруту, а возвращались по другому. Такое дублирование – следствие того, что многие железные дороги в дореволюционной России были как казенные, так и частные, они иногда конкурировали между собой, развивались стихийно, переходили из рук в руки. Из этой же серии история с Ленинградским и Ярославским вокзалом в Москве.

Депо Балтийского вокзала

Неотъемлемой частью каждого вокзала раньше было находившееся рядом депо (сегодня оно может находиться на удалении). В 19-м веке они был «круговыми», то есть паровоз заходил в депо и с помощью специального поворотного круга направлялся в «стойло».

-11

После того, как от такой схемы отказались, круговые депо стали разбирать по всей нашей необъятной стране. Но вот на Балтийском вокзале оно сохранилось и даже музеефицировано! Сегодня вокруг него вырос Музей российских железных дорог – один из крупнейших в Европе.

В Музее Российских железных дорог. Источник: Википедия
В Музее Российских железных дорог. Источник: Википедия

Мы его не рекламируем. Просто очень хотим, чтобы вы там побывали, если любите историю города, страны и ее железных дорог.

О том, что мы не успеваем посмотреть на Московском вокзале, можно прочитать здесь.

Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.

Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru

Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook

Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL