Из 1500 человек, которым не досталось места в спасательных шлюпках, лишь немногое ушли под воду вместе с «Титаником». Большинство пассажиров находились на палубах в спасательных жилетах, и поэтому всплыли на поверхность. Но температура воды была минус два градуса по Цельсию. Этого достаточно, чтобы убить человека в течение 30 минут. Умирая от холода, люди молили о помощи. По свидетельству пассажиров, находившихся в шлюпках, стон стоял ужасный. Только шлюпка №14 под командованием Гарольда Лоу пыталась спасти людей из воды. Выждав некоторое время, он пересадил своих пассажиров в другую шлюпку и с несколькими добровольцами отправился на место крушения. Им удалось найти всего четверых живых мужчин, один из которых умер уже на борту шлюпки. Третий помощник капитана Герберт Питман, управлявший шлюпкой №5, тоже отдал приказ развернуться и грести обратно, чтобы спасти выживших людей. Однако пассажиры шлюпки выразили протест, они боялись, что замерзающие в ледяной воде люди перевернут шлюпку. Та же история приключилась и на восьмой шлюпке, которой командовал матрос Джонс. А вот на шлюпке №6 получилось всё наоборот. Из членов экипажа на ней находились рулевой Хитченс, вперёдсмотрящий Флит и ещё один матрос по имени Артур Пючен. Хитченс взял командование на себя и приказал Флиту и Пючену грести изо всех сил, чтобы их не затянуло под воду, когда лайнер пойдёт ко дну. На вёсла сели также две женщины, одной из которых была Маргарет Браун. После того, как «Титаник» затонул, Маргарет Браун и несколько других женщин призвали Хитченса вернутся и спасти молящих о помощи людей. Но Хитченс отказался. Он начал говорить о том, что если они вернуться, то их шлюпку сразу перевернут. Что смысла возвращаться нет, так как там не осталось ничего кроме груды трупов. Что у них нет ни воды, ни хлеба, ни компаса с картой, и что все находящиеся в шлюпке либо утонут, либо умрут с голода и т. д. и т. п.
Главным героем-спасителем этой катастрофы стал капитан «Карпатии» Артур Рострон. Тремя днями ранее его корабль вышел из Нью-Йорка с 773 пассажирами на борту и держал курс в порты Средиземноморья — Гибралтар, Геную, Неаполь, Триест и Фиуме. Когда на рассвете «Карпатия» обнаружила рассеянные в океане спасательные шлюпки, яркий солнечный свет озарил целую батарею айсбергов. В солнечных лучах их цвет приобретал различные оттенки. Некоторые казались белыми, а некоторые синими, некоторые были розовато-лиловыми, а другие тёмно-серыми. Особенно выделялся один двузубчатый айсберг, возможный убийца «Титаника».
«Карпатия» подобрала 711 спасшихся пассажиров «Титаника». Таким образом, крушение лайнера унесло 1513 жизней (в различных источниках эти цифры могут отличаться в пределах нескольких единиц, особенно количество погибших). Врачи «Карпатии» обследовали спасшихся пассажиров, которых разместили в обеденных салонах корабля. Жёнам (теперь уже вдовам) Астора и ещё двух миллионеров предоставили каюты. Исмея отвели в каюту доктора и дали успокоительное. Он остался в ней до самого прибытия «Карпатии» в Нью-Йорк. Всю дорогу он повторял, что должен был отправиться на дно вместе со своим кораблём.
Пока большинство потерпевших крушение на борту «Карпатии» предавалось унынию, Маргарет Браун развила кипучую деятельность. Она искала для них одеяла и продукты, составляла списки выживших, собирала деньги для тех, кто потерял вместе с «Титаником» всё: и семью, и сбережения. К моменту прибытия «Карпатии» в Нью-Йорк она собрала 10 тыс. долларов. Позже Маргарет Браун организовала «Фонд спасшихся с Титаника». Она лично вручила Артуру Рострону, капитану «Карпатии», и его команде кубок любви от имени оставшихся в живых пассажиров злополучного лайнера.
Когда в Нью-Йорке стало точно известно о произошедшей катастрофе, компания «Уайт Стар Лайн» зафрахтовало судно «Маккей-Беннет» для поиска тел погибших. Оно отправилось в рейс в среду 17 апреля, на его борту находились тонны льда и сотни гробов. Когда корабль добрался до места катастрофы, разбросанные по поверхности океана тела в белых спасательных жилетах выглядели издалека как отдыхающая на воде стая белых чаек. Их подняли на борт, описали внешний вид, одежду и найденное в карманах имущество. Всего корабль «Маккей-Беннет» поднял на борт 306 тел. Труппы пассажиров первого класса помещали в гробы, а второго и третьего зашивали в холщовые мешки и укладывали под брезентом на баке, предварительно обложив их льдом. 116 тел — самых раздутых и изуродованных — утяжелили грузом и опустили за борт. Среди найденных командой парохода «Маккей-Беннет» тел пассажиров «Титаника» был и труп Джейкоба Астора. В описи его имущества значатся: золотые часы, золотые запонки с бриллиантами, бриллиантовое кольцо с 3 камнями, 225 фунтов стерлингов, 2440 долларов, 5 фунтов стерлингов в золоте, 7 серебряных монет, 50 франков в монетах, золотой карандаш, бумажник...
«Уайт Стар Лайн» зафрахтовала и другие суда на поиски тел погибших. «Миния» подняла на борт 17 трупов. Ещё один зафрахтованный пароход «Альджерина» поднял из воды 328 тел. Среди опознанных трупов не было ни тела Бена Гуггенхайма, ни капитана Эдварда Смита. Возможно, всё же Смиту удалось перед самым погружением «Титаника» в воду добраться до капитанского мостика, и он ушёл на дно вместе со своим кораблём. 13 мая лайнер компании «Уайт Стар» «Океаник» обнаружил складную шлюпку А, которую отнесло почти на 400 километров к юго-востоку от места гибели «Титаника». В ней моряки обнаружили три тела: одно принадлежало Томсону Битти, агенту по земельной собственности из Виннипега, он лежал на скамье, одетый в вечерний костюм; а двумя другими погибшими были стюард и кочегар. Все трое умерли от холода ещё в ночь катастрофы. Очевидно, их тела не стали поднимать на «Карпатию», и в течение месяца они путешествовали под открытым небом по волнам Атлантики. Матросы «Океаника» зашили тела людей в матерчатые мешки и спустили их за борт, а потом перевернули складную шлюпку...
Читать первую главу