Эпидемии и пандемии сопровождают человечество на протяжении всей истории развития цивилизации. Социальная природа homo sapiens предполагает непосредственное общение людей, что способствует распространению заболеваний, вызываемых различного вида бактериями и вирусами. Чума, оспа, холера, грипп и другие заболевания – неотъемлемые спутники истории стран и народов, оказавшие мощное влияние на все сферы их жизни (экономика, политика, культура). В связи с этим, люди издавна делали попытки борьбы с массовыми заболеваниями в меру развития уровня их медицинских знаний. В результате, к настоящему времени, когда человечество переживает очередную пандемию, накоплен определенный опыт в этой области медицины.
Американский военный опыт в Первой Мировой Войне и пандемия гриппа «испанки» были тесно переплетены. Война способствовала распространению гриппа в переполненных военных лагерях в Соединенных Штатах и в окопах Западного фронта в Европе. Эволюционный биолог Пол Эвальд утверждал, что окопная война и ее переполненные условия позволили особенно агрессивной и смертоносной «испанке» закрепиться в организме человека. Вирус путешествовал с военнослужащими из лагеря в лагерь и через Атлантику, и в разгар американского военного участия в войне, с сентября по ноябрь 1918 года, гриппом и пневмонией болели от 20 до 40% личного состава армии и флота США. Во время войны от гриппа и пневмонии погибло больше американских солдат и матросов, чем от вражеского оружия.
На четвертом году войны, когда американские экспедиционные силы (АЭС) приняли боевую мощь и готовили свое первое крупное наступление против немцев, начался грипп. По самым скромным подсчетам военного министерства, от гриппа заболело 26% армии - более миллиона человек - и погибло почти 30 000. Военно-морской флот зарегистрировал 5 027 смертей и более 106 000 госпитализаций по поводу гриппа и пневмонии из 600 000 человек, но, учитывая большое количество легких случаев, которые никогда не регистрировались. Уильям Брейстед, американский хирург подсчитал, что уровень заболеваемости приблизился к 40%.
Медицинские работники старались держать неэффективные показатели как можно ниже и измеряли их успешность статистически больше, чем с помощью индивидуального ухода за пациентами ввиду того, что офицеры были заинтересованы в том, чтобы как можно больше солдат отправить в бой. Армейский медицинский отдел отслеживал заболеваемость в лагерях, боевых частях, трудовых батальонах, портах и кораблях по дням, неделям, месяцам и годам и сравнивал свои данные с данными гражданских лиц, предыдущих войн и других армий. Армейская медицина также объединила старую санитарную модель чистой воды и свежего воздуха с новыми подходами общественного здравоохранения, направленными на обучение солдат тому, как оставаться здоровыми и предотвращать болезни. Армейский Хирург Генерал Уильям К. Горгас вышел из санитарной традиции и подчеркивал хорошую еду, чистую воду, свежий воздух и отсутствие скученности, но, как и другие прогрессисты, также видел в армии возможность привить молодым людям ценности среднего класса, такие как хорошая личная гигиена.
Чтобы обеспечить уход за растущей армией, медицинский департамент увеличил свой госпитальный потенциал с 9500 коек до 120 000 только в Соединенных Штатах. Красный Крест помогал набирать подготовленных медсестер для армейского корпуса медсестер и организовывать роты скорой помощи и 50 больниц на 1000 коек каждая из американских университетов и медицинских учреждений. Медицинский департамент армии в конечном счете насчитывал 30 500 медицинских офицеров, 21 500 медсестер и 264 000 солдат. Как отметил один гражданский чиновник общественного здравоохранения, почти 30% американских врачей находятся на военной службе.
Когда 11 ноября наконец наступило перемирие, карантин уже нельзя было поддерживать, но к тому времени грипп прошел через большинство лагерей, оставив много поводов скорби. Грипп вновь охватит американские военные лагеря в Соединенных Штатах и Европе в начале 1919 года, но будет менее вирулентным, чем предыдущая волна, и найдет меньше людей, подвергнутых ему, поскольку демобилизация быстро обезлюдела лагеря.
Первая мировая война и грипп сотрудничали: война способствовала развитию болезни, позволила вирусу гриппа эволюционировать в убийцу глобальных масштабов. В свою очередь, болезнь повлияла на военные усилия, сделав большую часть армии и флота неэффективными. Необходимость войны также сорвала многие усилия, такие как смягчение воздействия толпы и введение карантина для борьбы с «испанкой». В то время как американские военные помогали усмирять немцев, медицинская профессия не смогла победить еще более смертоносного, невидимого врага. Эпидемия гриппа в США представляет собой поучительную историю о способности войны изменять окружающую среду для здоровья и о способности болезней влиять на ведение войны.
Источники: Annual Report of the Secretary of War //Режим доступа: https://books.google.ru/books?id=Tbw0AQAAMAAJ&printsec=frontcover&hl=ru
2) Public Health Reports, Том 125 //Режим доступа: https://books.google.ru/books?id=Jrxa60NyiN8C&pg=RA3-PA83&lpg=RA3-PA83&dq#v=onepage&q&f=false
3) William N. Still, Jr. Crisis at Sea: The United States Navy in European Waters in World War I. Gainesville: University Press of Florida, 2006 – С. 225