Эта легендарная экспедиция на веки вошла в историю русского флота, ведь до 1977 года ни один корабль не мог добраться до самой вершины Земли! А попыток было множество - несколько десятков кораблей навеки остались во льдах Арктики, пытаясь пробиться к Северному полюсу. Они были просто раздавлены многометровыми льдами, которые не смогли преодолеть.
Атомный ледокол "Арктика" стал первым в истории кораблем, который смог добраться до самой северной точки нашей планеты и вернуться обратно.
Впервые на воду ледокол был спущен 26 декабря 1972 года и его размеры были просто огромны: длина судна составляла 148 метров, а водоизмещение 23 тысячи тонн. Корабль мог развивать скорость до 20 узлов в час.
9 августа 1977 года ледокол "Арктика" отошел от порта Мурманска и отправился в плавание. На борту находилось более 200 человек - членов экипажа и специалистов-исследователей, который должны были провести научные изыскания.
Капитан корабля, Юрий Кучиев, долго готовился к плаванию, используя многолетние наблюдения за движением льдов. В таком походе главной опасностью могла стать потеря гребного винта, что непременно привело бы к краху всей экспедиции. На случай аварии на борт был поднят запас продовольствия и провизии на 8 месяцев и материалы для строительства ледового аэродрома.
Спустя 6 дней, 14 августа 1977 года, ледокол вошел в самую трудную зону - зону многолетних льдов. Сами члены экипажа признавались - было страшно, ведь ледокол разрубал огромные льдины толщиной более 3 метров. По корпусу и кораблю постоянно разносились звуки ударов корпуса о льды, так как ход корабля состоял из движений "назад-вперед".
16 августа 1977 года "Арктика" вошла в зону самого мощного льда, толщиной более 3 метров, который просуществовал более 2 годовых циклов нарастания и таяния. 2 раза ледокол останавливался и не мог пробиться сквозь толщи льда. В эти моменты сердца членов экипажа замирали.
Но благодаря мастерству экипажа советский атомоход смог первым в мире пробиться сквозь льды и 17 августа 1977 года достиг Северного полюса.
Судно пробыло на самой северной точке планеты 15 часов. За это время моряки установили на Северном полюсе 10 метровую мачту с советским флагом, а затем совершили самое короткое в мире кругосветное путешествие. Взявшись за руки, члены экипажа образовали круг диаметром 40 метров и каждый из них, двигаясь, совершил свою "кругосветку".
Ученые провели необходимые эксперименты, а водолазы обследовали дно и винты судна. Но эмоции, переполнявшие экипаж в тот момент, не описать словами. В будущем матросы судна честно признались, что достали все свои заначки и праздновали это великое для Советского Союза достижение.
Первый иностранный ледокол, который смог повторить путешествие атомного ледокола "Арктика" и доплыл до Северного полюса, сделал это только спустя 15 лет!