Найти тему
Леопольд Жигалкин

Город Цюйфу (Qufu)

Как купить туристическую путевку дешевле

СодержаниеЖертвенные ритуалы в честь КонфуцияОсмотрХрам КонфуцияРезиденция семьи Кун и храм ЯньмяоРоща Конфуция (Кунлинь)Могила КонфуцияМогила ШаохаоПриездЕдаЖертвенные ритуалы в честь Конфуция

Учителю должно воздавать по его заслугам: почитание мудреца посредством жертвоприношений было делом его потомков по прямой мужской линии, но с начала н. э. оно происходило по императорскому поручению. Наследникам рода предоставлялись благозвучные титулы и материальные привилегии. Императорская надпись от 1468 г. гласит: «Со времен Конфуция прошло более десяти династий. Были ли их властители мудрыми или нет, ...все равно в своем правлении они опирались на его учение. Поэтому церемонии поклонения ему со временем становились все великолепнее и блистательнее». При этом росли также храмовые постройки и благосостояние семьи Кун. Глава рода получал ренты с земельных угодий, а также храмовую землю с тысячами крестьян-арендаторов. Сотням «поставщиков двора» вменялось в обязанность поставлять все необходимое для пожертвований и содержания семьи Кун: убойных животных, вино, зерно, музыкальные инструменты (и ноты), фейерверки, причитания над покойником, лошадей. В резиденции рода были заняты сотни наследных слуг, а также отряд полиции и большое число административного персонала. Наследник рода, который с 1055 г. носил титул князя, вершил суд над всеми своими подданными и, кроме того, творил многочисленные ритуалы: ежегодно только в честь Конфуция проходило пятьдесят больших и малых церемоний, сюда добавлялись регулярные жертвоприношения в храме далеких предков и у могил непосредственных предков, а также другие культовые службы. Таким образом, весь город вместе с окрестностями был постоянно занят не чем иным, как постоянными жертвенными ритуалами.

Осмотр

Цюйфу надо посмотреть, но вряд ли есть смысл оставаться здесь дольше чем на один день (с одной ночевкой). Большинство достопримечательностей расположено в непосредственной близости друг от друга, до более отдаленных можно добраться на рикше, на такси или на велосипеде, взятом напрокат.

Храм Конфуция

Храм Конфуция в Цюйфу — грандиозный комплекс потрясающий своими размерами (650 м в длину) и оформлением (два десятка ворот, высокие залы, сучковатые деревья-ветераны). Храм полностью соответствует достоинству и торжественности, сопутствующим культовым действиям, ради которых, собственно, он и возводился. Это одновременно самый большой и самый древний храм Конфуция на Земле. И по сей день это место подкупает посетителей своей атмосферой, хотя весь храмовый инвентарь был уничтожен во время культурной революции. Время работы: ежедн. 8.00-17.00

Южные ворота

Обязательно следует избегать боковых входов! Нужно пройти с самого юга через все ворота, чтобы получить представление о размерах храма. Осмотр начинается еще на подходах к комплексу у южных ворот бывшей городской стены, находящихся на храмовой оси; хотя они не слишком высоки, имеет смысл подняться на них.

Первые декоративные ворота

«Звон металла и дрожание нефрита» написано на первых из восьми ворот, которые нужно пройти, прежде чем вы достигнете первого зала. Эти четыре иероглифа указывают на жертвенную музыку, потому что под «металлом» подразумеваются колокола, а под «нефритом» - фонолитовые погремушки. Но образованный конфуцианец сразу же распознавал также намек на цитату из философа Мэнцзы: тот сравнивает совершенство Конфуция с гармониями церемониальной музыки, которая начинается звоном колоколов и завершается игрой фонолитовых погремушек. Подобные отсылки к классическим текстам заключены во всех названиях ворот и залов. Поэтому хотя бы несколько лет перед посещением храма позубрить конфуцианскую классику - отнюдь не лишнее!

Передние дворы 1-3

Через ворота, построенные в 1754 г., путь ведет на территорию храма. Далее следуют декоративные ворота с надписями «Космическая творческая сила» и «Храм величайших святых». Ворота своевременности святых ведут во второй передний двор; его разделяет Река нефритового пояса, ров с водой. Слева перед ним - павильон с двумя статуями эпохи Хань. В третий двор ведут Ворота могучего Дао.

Четвертый передний двор и библиотека

За Воротами великой (то есть золотой) середины на северной стороне 4-го двора располагается библиотека Куйвэньгэ: «Литературная студия господствующего созвездия Куй», роскошное трехэтажное деревянное строение, чей первый этаж, как считается, возведен в 1191 г. Внутри выставлены каменные рельефы, представляющее сцены из жизни Учителя. В залах Поста слева и справа от библиотеки перед крупными жертвоприношениями наследник рода встречался со своими ведущими помощниками.

Павильоны-стелы

Следующий (пятый) двор содержит тринадцать павильонов, которые защищены от погодных невзгод пятьдесятыо императорскими надписями. Древнейшая надпись возникла в 672 г. Справа (на восточной стороне) храм можно покинуть через боковой вход. Далее к северу комплекс становится трехлинейным. Левая боковая линия служила храмом родителей Конфуция.

Главная линия: главный двор

От середины пятого двора Ворота великого свершения ведут в окруженный замкнутым прямоугольником зданий центральный двор. После пожара в 1724 г. все здания вокруг него до 1730 г. были возведены заново. При реконструкции император Юнчжэн возвысил этот храм до наивысшего ранга и снабдил его императорски-желтыми крышами.

Можжевельник

На мраморных ступенях, ведущих в главный двор, справа стоит одинокое можжевеловое дерево, который якобы собственноручно посадил сам Конфуций. Большой пожар 1724 г. уничтожил и его, но в 1732 г. оставшийся пень будто бы пустил новые побеги. Разве кто-нибудь посмеет быть придирчивым и сомневаться в этом?

Абрикосовая терраса

В середине двора стоит павильон. Его название намекает на то место в древнем тексте, где описывается, как Конфуций сидел на возвышении под абрикосовым деревом и музицировал в кругу учеников.

Главный зал

Роскошный центр двора - Зал великого свершения, постройка шириной 47 м и высотой 27 м, которая могла бы послужить и дворцовым залом. Таких великолепных, обвитых драконами каменных колонн не было даже во дворцах у императора - поэтому их будто бы завешивали тканью, когда тот наносил визит. Типичной для всех храмов Конфуция является большая терраса перед залом: здесь проходили ритуалы жертвоприношений. На четыре крупнейшие ежегодные церемонии в полночь, при свете факелов собиралось столько же участников, сколько дней в году: церемониймейстеры, прислужники, танцоры и музыканты. Вся необходимые предметы: колокола, фонолитовые погремушки, гонги, флейты, цитры, гобои, барабаны, а также всевозможные аксессуары - хранилась в боковых зданиях; жертвенных животных забивали и готовили в храмовой кухне (на северном конце комплекса). Интерьер зала сегодня демонстрирует имитации некогда существовавшего оформления: на роскошном резном возвышении в центре восседает на троне Мудрец, окруженный похожими возвышениями своих учеников. Ибо здесь почитается не только великий Учитель и «первый Наставитель», но и его внук, два его ученика, его духовный наследник Менций (кит. Мэнцзы) и еще 12 его приверженцев.

Спальный зал

Поскольку в конфуцианстве прообразом общественного порядка считается семья, здесь есть также (на почтительном удалении от задней стены главного зала и связанный с ним общим цоколем) храм жены Мудреца. Его пространственное расположение соответствует обычной древнекитайской практике устраивать женские покои позади мужских (на севере).

Зал следов мудреца

Последний зал, уже вне главного двора, но все еще на главной оси, показывает вырезанные в камне сцены из жизни Учителя - как раз те самые, что выставлены в библиотеке Куйвэньгэ и гораздо более выразительны.

Восточная боковая линия

Среди прочего здесь можно увидеть якобы домашние колодцы самого Конфуция и стоящую отдельно красную стену. Она должна напоминать о той стене дома, при сносе которой более 2000 лет назад на свет явились скрытые в ней конфуцианские писания, которые злой Первый император повелел собрать по всей стране в одно место и сжечь.

Резиденция семьи Кун и храм Яньмяо

Резиденция семьи Кун была одновременно жилищем наследника рода и правительственным зданием Цюйфу. Размеры резиденции - 280 м в длину, до 140 м в ширину - подчеркивают ее значение; впрочем, отдельные здания отличаются скорее скромными размерами, все они одноэтажные - дабы сознательно избежать даже намека на конкуренцию с храмом. Из трехлинейного комплекса наибольший интерес представляет центральная главная линия.

Главная линия, передняя часть

Внешние ворота ведут в передний двор, откуда можно попасть на главную и боковые линии. Если пройти через вторые ворота прямо вперед, то можно попасть в большой главный двор. Стоящие на нем закрытые деревянные ворота открывались только для императорских эмиссаров, доставлявших сюда послания из Пекина, а также по считанному числу других чрезвычайных поводов. С севера примыкают помещения для аудиенций, официальных приемов и заседаний суда (с соответствующими принадлежностями).

Женские покои

Позади третьего зала высокая каменная стена с воротами, которые обычно бывали закрыты, ограждает служебную часть резиденции. За ней располагаются женские покои. Рядом с воротами через отверстие в стене каждый день заливалась вода в специальный резервуар - некогда он служил для обеспечения питьевой и хозяйственной водой женских покоев: женщин, их служанок и детей. В нескольких помещениях здесь сохранилась прежняя обстановка - изысканные китайские апартаменты 1920-1930-х гг. с несколькими европескими креслами и напольными часами. Сзади примыкает сад. На границе с восточной частью храма Конфуция. Время работы: ежедн. 8.00-17.00.

Храм Яньмяо

Уменьшенной копией храма Конфуция является храм Яньмяо (Янь Хуэя), святилище в честь любимого последователя Учителя. На пути к внутренней зоне следует пройти трое ворот. Последние из них называются Врата поднятия взора к святому, потому что ученик смотрел на своего Учителя снизу вверх. Панданом к Абрикосовой террасе является музыкальный павильон (Юэтин). За главным залом следует Спальный зал для поклонения жене Янь Хуэя. Gulou Dajie (к северо-востоку от резиденции семьи Кун у северных ворот Старого города). Время работы: ежедн. 8.00-17.00.

Иметь храм только для себя одного (или почти только для себя) - к этому стремился князь Чжоу, воплощавший для Конфуция идеальный образ властителя. Почти никто не посещает этот храм, а между тем он лишь ненамного меньше, чем храм Конфуция и столь же красивый. Добраться до него можно от северовосточного угла Старого города, особенно удобно - на рикше.

Роща Конфуция (Кунлинь)

Это огромное, запущенное кладбище, напоминающее первобытный лес, - больше, чем весь Старый город Цюйфу - и, пожалуй, самое древнее до сих пор действующее кладбище в мире, поскольку с незапамятных времен - возможно, начиная с самого Конфуция - здесь хоронят членов рода Кун. Конечно, сюда приходят, чтобы посмотреть могилу Конфуция, но останавливаться на этом было бы большой ошибкой. Городской администрации пришла на ум гениальная идея - пустить по 3-километровому обходному пути вокруг кладбища открытые электрокары, которые благодаря своей бесшумности, невысокой скорости и отсутствию вредных выхлопов позволяют вкусить уникальную атмосферу этого «леса мертвых», не прибегая к пешей прогулке. Тем более, что электрокары в некоторых местах останавливаются, а именно у могил наследников рода: каждая из них снабжена статуями животных, каменными почетными воротами, каменным алтарным столом и могильной стелой - тенистая, окруженная растительностью, мертвенно-тихая, таинственная... Еще лучше пройтись здесь на своих двоих - когда поют птицы, шелестит подлесок, тяжелое летнее солнце пробивается сквозь листву, можно остановиться там, где заблагорассудится, у свежих могил, украшенных бумажными цветами, или же у поросших мхом каменных свидетелей давно минувших эпох.

Могила Конфуция

Вдвойне хорошо, что могила Конфуция лежит недалеко от входа (слева): таким образом, недалек путь до «обязательной достопримечательности», и на большей части кладбища бывает малолюдно. Перед могилой стоит каменный почетный караул. Могильный холм Мудреца не слишком приметен и не отличается от двух соседних: могильных холмов сына и внука Учителя. Перед могилой Конфуция стоят две каменные плиты, причем большая перекрывает меньшую. На обеих написано не имя покойного, а его почетный титул, на большей - позднейший, более длинный: «Великий Завершитель, высочайший Святой, распространяющий культуру Царь». К северу от Старого города. Время работы: ежедн. 8.00-17.30.

Могила Шаохао

Каменная пирамида, 18 м высотой, с храмовым домиком на плоской вершине: таков необычный облик этой могилы, ибо тот, кто здесь якобы покоится, праимператор Шаохао, предполагаемый предок Конфуция, - не историческое лицо, а результат исторической спекуляции. Ничего страшного: надгробный памятник легендарного правителя, заложенный в 1012 г. и в 1111 г. приведенный в нынешнюю форму, - очень красивый туристический объект, до которого можно добраться на рикше. 4 км к востоку от Старого города. Время работы: ежедн. 8.00-17.00.

Приезд

Когда в начале XX в. к Цюйфу подводили железную дорогу, продолжатель рода высказал свой протест: нельзя нарушать покой Конфуция. Поэтому дорога Пекин - Шанхай делает вокруг города дугу, и сходить с поезда надо в Яньчжоу, в 16 км к западу от Цюйфу. Чтобы доехать до Тайяня (а также до священной горы Тайшань, 80 км пути), следует сесть на автобус дальнего следования.

Еда

В Цюйфу действует круглогодичный ночной (точнее вечерний) рынок, на котором можно поесть без затей, но зато дешево и в чудесной атмосфере, а именно на Wumaci Jie, восточном продолжении улицы, где расположен также «Queli Hotel».