Продолжение .Начало тут.
А испытание, которое судьба подбросила старикам Гусаковым на склоне их дней, было, наверное, самое трудное за всю и не такую уж и легкую жизнь. В поселок вернулась их самая младшенькая - дочка Нина. За весь фильм о ней хорошее слово сказал только инженер-грузин, бывший незаконно репрессированный, на шахте, где работает Валентин. Сказал, что и человек, и специалист она очень хороший. Да, вот так бывает, прекрасные работники и очень приятные в общении с посторонними, очень часто приносят своим близким страдания.
Все остальные мнения о Нине, которые мы слышим в фильме, очень негативные. Только мать немного пытается смягчить некоторые несправедливые, по ее мнению, оценки.
Но Нину отец и мать любят. Все-таки самая младшая, умница и красавица. Закончила институт, должна была поступать в аспирантуру, но любовная история с женатым мужчиной, которого она до сих пор продолжает любить, вынудила ее уехать на Крайний Север, устроиться работать на шахту. Не любила она Валентина, но решила начать жизнь заново, родила ребенка, хотя все равно продолжала любить другого. Но не выдержала, бросила мужа и дочь, и поехала обратно к любимому человеку. Слишком разные они оказались с Валентином. В фильме ничего прямо не сказано, но по возмущенному поведению соседки Гали, можно предположить, что изменяла Нина мужу.
Но опять ничего не получилось у Нины. Любимый человек не может оставить серьезно больную жену.
И перед тем, как принять окончательное решение, все-таки надо выслушать последнее слово подсудимого. И вот тут-то и выясняется, что у отца и дочери совсем различный подход к пониманию счастья.
Роль Нины играет Людмила Максакова. Ей 24 года и это ее дебют в кино, но она уже известная актриса Театра им. Е. Вахтангова. Ее Нина - это, конечно, королева. Не по себе срубил сук Валентин, не такого уровня женщина ему нужна. Вот простая и добрая соседка Галя - это его человек. А для Нины он слишком прост и кажется ей слабым. Он и сам понимал это, потому и стал пить. Вот инженер-грузин - он бы ей больше подошел, взрослый, через многое прошедший человек, он бы скрутил бы эту девчушку в бараний рог и выбил бы всю дурь из головы.
Вот и сейчас, вернувшись домой, Нина уверенна, что Валентин у нее в ногах будет валяться, еще и прощения просить. И все бы так и было, если бы не ее родители. Встал перед Григорием Ивановичем вопрос -сколько несчастных людей будет, если Нина останется с Валентином. А будет несчастна сама Нина, Валентин, Галя. И самое главное - у старика со старухой будет разрываться сердце, глядя на все это несчастье. Несправедливо будет по отношению к Валентину и Гале, если Нина останется. Несправедливо. Вот от этого и отталкивается отец. Никуда Нинкина любовь не денется. Нинка оправит перышки после этого конфуза и опять улетит на поиски счастья, и так до бесконечности.
Потому и принял он это тяжелейшее решение - выгнать родную дочь из ее собственного дома. Пусть уж несчастлива будет одна Нина, а не еще и Валентин с Галей. Вот такая справедливость этого простого русского человека. Лучше кошмарный конец, чем ужас без конца. А самое главное, такое же решение приняла и его жена. Никуда бы Нина не ушла, если бы мать не прикрикнула на нее - уезжай, устроишься и дочку заберешь.
Максакова, конечно же, из-за малого актерского опыта не так органична в кадре, как два ее выдающихся партнера - Марин и Кузнецова, но все-таки характер Нины передает точно - младшая, залюбленная дочка, гордость родителей, красавица и первая ученица, привыкшая к поклонению мужчин и совершенно не думающая о последствиях своих поступков.
И вместе с тем она не вызывает неприязни, ее, дурочку, жалко. Ведь она не только другим жизнь портит, но, в первую очередь, себе. Вот ведь и ей тоже кажется, что она создана для счастья, как птица для полета, но только оказывается, что счастье для нее не создано. А самой его создать у нее не очень получается.
И было это последнее доброе дело, которое сделал на этом свете для счастья других людей Григорий Иванович. После отъезда дочери он серьезно заболел и уже не встал. И уход старика Чухрай передал без излишнего надрыва и фальшивого мелодраматизма. А очень просто и светло.
Единственное, что в этом умном и добром фильме выглядит совершенно чужеродным - сцена поминок, когда комсомольцы в память Григория Ивановича начинают петь "Песню о тревожной молодости" А. Пахмутовой. Для 1965 г. эта песня в сцене поминок выглядит уже, мягко говоря, избыточной.
Последняя сцена в фильме - на поминки приехали сыновья и зовут ее жить к себе, просит остаться и Валентин. Но старуха вместе с внучкой решила ехать к Нине, она устроилась в Кирове. И, конечно же, как всегда, будь жив ее Гриня, он бы это одобрил.
В сценарии был другой финал. Володя-сектант в слезах убегает с поминок, выходит на улицу и смотрит в ночное небо. "А ведь Бога-то нет",- говорит он всматриваясь ввысь. Не должен был Бог допустить, если он есть, что такой хороший человек умер. Потом Володя идет по улице, подходит к прохожему и повторяет:"А ведь Бога нет." Прохожий ему отвечает:"Точно. Нет. А закурить есть?"
И маленький музыкальный бонус. Песня из этого кинофильма. "Зачем меня окликнул ты". Музыка А. Пахмутовой, стихи, Л. Ошанина.
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.