Найти тему
Не хлебом единым

Физики и лирики. Диспут о. Димитрия Смирнова с учеными

Оглавление

21 октября 2020 г. отошел ко Господу всенародно любимый батюшка – протоиерей Димитрий Смирнов. Лично почившего священника я не знала, но всегда с удовольствием смотрела выступления и следила за его деятельностью в сфере защиты семейных ценностей.

Настоящим открытием стала для меня присланная коротенькая запись с диспута «физиков и лириков», точнее физиков и священников. Я увидела отца Димитрия с другой стороны, как апологета, умело оперирующего философскими понятиями.

https://vospituy.ru/protoierej-dmitrij-smirnov-o-suti-vospitaniya/
https://vospituy.ru/protoierej-dmitrij-smirnov-o-suti-vospitaniya/

Зачем христианину философия?

А теперь вопрос: зачем, собственно говоря, христианам философия? Неужели недостаточно знания своей веры? Наверное, достаточно, но не для всех.

Если мы обратимся к великому греческому философу Платону, то узнаем, что философия – это познание сущего, вечного, из этого определения исходят великие отцы-каппадокийцы (святители Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский), которые изъяснили догматы веры языком греческой философии.

Согласно ученику Платона Аристотелю, философия – это исследование причин и принципов вещей. И в этом философия близка науке. В средневековой Европе философствование воспринимается как способ познания мира с помощью «естественного света» разума, то есть мыслительных способностей. При этом, в отличие от науки, которую интересуют точные данные, философию интересуют базовые понятия, смысловые категории, которыми мыслит человек.

Итак, философия объединила «физиков» и «лириков» на этой встрече.

Что такое Бог?

Мы видим, что ученый просит отца Димитрия дать краткое определение понятиям «Религия» и «Бог». На втором я остановлюсь подробнее.

«Бог – это не Что, а Кто, Бог – это есть Дух, Который есть началовсему, Который есть Творец, и имя Которого есть Любовь», – здесь отец Димитрий дал определение понятию «Бог», используя такие философские категории, как дух и начало.

Его оппонент, попросив уточнить понятие «дух», скорее всего, ожидал услышать от священника что-то типа: «Дух – это Святой Дух, это Господь», то есть определение через определение, что лишь умножало бы слова, не раскрывая сущности.

Но отец Димитрий продолжал изъясняться на языке философии:

«Дух – есть первичное понятие, которое нельзя определить. Как нельзя определить, что такое есть пространство, что такое есть время и что такое есть, например, точка».

Священник дает понять ученому, что понятие «Бог» может быть раскрыто только через базовые философские категории: дух, начало, бытие… которые сами не имеют определения, но при этом удивительным образом понятны всем. (К этим самым идеальным понятиям мы еще вернемся в следующей статье).

Примечательно то, что у ученого, по его словам, есть свое определение Бога, но он просит священника дать свое. То есть слово «Бог» ему понятно, его интересует именно религиозная трактовка.

Онтологическое доказательство бытия Божия

https://pravoslavie.ru/93073.html Ансельм Кентерберийский. Витраж XIX в.
https://pravoslavie.ru/93073.html Ансельм Кентерберийский. Витраж XIX в.

Понятие Бога, как некоего абсолютного Существа присуще всем людям. Более того, атеисты чаще всего сразу говорят: «Бога нет». То есть они отрицают существование такого Существа, но понятие о совершенном, превосходящем всякое разумение Существе, они имеют. На основании того, что каждому человеку, как бы сказал Платон, врождено понятие Бога, Ансельм Кентерберийский, средневековый богослов XI в. создал знаменитое онтологическое (гр. онтология – учение о бытии) доказательство бытия Бога (оно логически непротиворечиво, поэтому относится именно к области философии, а не богословия). Кратко звучит так:

«Бог есть то, больше чего ничего нельзя помыслить». Именно это утверждение вложено в разъяснение отца Димитрия.

Если представить себе, что Тот, больше чего ничего нельзя помыслить не существует (то есть, Он лишь плод моего воображения), тогда получается, что плод моего воображения может быть больше того, Кто мог бы существовать. А это утверждение логически противоречит самому понятию «Бог». То есть, делает вывод Ансельм Кентерберийский, Бог не может не существовать.

Так за одну минуту покойный священник, используя логический инструментарий, данный философией, подвел мысль ученого к пониманию Бога.

«Так для чего же философия нужна христианину?», – вернемся мы к вопросу, поставленному в начале рассуждения. Ведь мы и так веруем во Единого Истинного Бога. «Верую, чтобы понимать», – завершу словами все того же Ансельма. Верую, чтобы говорить на универсальном языке философии с теми, кто веры еще не обрел.

Физики
7453 интересуются