Найти тему
Скрытые смыслы

Армяно-азербайджанский конфликт: имеет ли он — военное решение?

Никол Пашинян заявил, что проблема Арцаха не имеет дипломатического решения и призвал всех уроженцев Карабаха взять в руки оружие

Фото: flickr.com / Anton Nossik
Фото: flickr.com / Anton Nossik

«Карабахский вопрос не имеет дипломатического решения и, начиная с этого момента, долго не будет... Практика показала: то, что приемлемо для Армении, неприемлемо для Азербайджана. Это показывает, что говорить о каком-то дипломатическом решении бессмысленно, как минимум на данном этапе», — сказал премьер-министр Армении.

Как это не покажется странным в этой ситуации, но это правильное решение. Правда, только с точки зрения армян.

Обладание Карабахом — это чисто армянское дело. Примерно так же как обладание Крымом, Донбассом и другими русскими территориями — чистое русское дело.

То есть дело, в котором никто никому помогать не будет, кроме самой нации, если она этого хочет.

Дело весьма рискованное для армян. Ставки в такой борьбе чрезвычайно высокие. Но если они отступят, то потерять могут не только Карабах, но и саму Армению.

Теперь весь вопрос в том, насколько армяне жертвенны.

Или, по-другому.

Вопрос состоит в том, насколько армяне — народ государственный и способны с оружием в руках отстаивать те территории, которые они считают своими.

Причём эта историческая проверка в большей степени относится к армянам вне Карабаха — к армянам Армении и армянам в других странах, особенно в РФ.

Армянам Карабаха история не даёт выбора. Либо война до победного конца, либо изгнание с родных мест.

Вопрос жертвовать собой или нет, стоит сейчас перед армянским населением Армении и армянами, живущими вне Армении и вне Карабаха.

Сейчас решается быть может судьба государственного будущего армянского народа. Если мобилизация произойдёт и нужные (достаточные для обороны Арцаха) жертвы армянским населением будут принесены, то будущее государства Армении будет соединено более крепко с будущим Арцаха. Если же нет, возможна потеря национального суверенитета (либо части его) уже и самой Армении.

Хотя суверенитет собственно территории республики Армении это уже дело, затрагивающее и интересы современной России. И военная помощь здесь, безусловно, будет оказана. Но, скорее всего, в рамках сирийского варианта. Если, конечно, армяне продолжат сопротивление.

Территориальные межнациональные конфликты на самом деле могут иметь военное решение. Это только дипломатами, так говорится, что никогда не имеют. Израиль, например, вполне успешно решал эти вопросы с арабами.

Очень многое зависит от решимости и идеалистической жертвенности действующих сил в конфликте.

Жертвенности, пока, с обеих сторон наблюдается не очень много. Решимость словесная есть и в большом количестве. А вот военной решительности недостаточно. Недостаточно в силу слабого, неразвитого государственного чувства у обеих сторон.

Случайность появления государственности Армении и Азербайджана в XX столетии, напрямую связана с революцией и ослаблением Империи в России. Без этого исторического фактора ни той ни другой страны не было бы на современной политической карте.

Война же всегда лучшая проверка для государства на устойчивость. И одновременно, война лучшая проверка для нации на жертвенность, на способность платить кровью и материальным благополучием, ту высокую цену, которая требуется историей — за возможность иметь государственную независимость.

Есть ли это чувство необходимости государства у армян и у азербайджанцев? Мне кажется, она есть. Но совсем не в той степени, что есть у других больших наций, способных биться за свою государственную свободу до конца, несмотря на цену, которую требуется за это заплатить.

Обе стороны межнационального конфликта, хотят решить его в свою пользу, заплатив совершенно недостаточную цену для победы.

Особенно это касается представителей этих народов, которые не проживают ни в Армении, ни в Азербайджане. Огромные миллионные массы армянских и азербайджанских эмигрантов, скорее всего так и останутся безучастны к этому историческому противостоянию. А армянам как более малочисленным, при дальнейшей эскалации конфликта может не хватить людской численности на фронте.

Армянам в этом конфликте, нужно заплатить больше, в процентном отношении к народной численности, для того чтобы сохранить уже имеющееся в их руках. Обладание всем Арцахом в этом конфликте может стоить больше, чем способна сегодня заплатить армянская сторона. Хотя и у более многочисленной азербайджанской стороны конфликта, может не хватить жертвенной решимости вернуть Нагорный Карабах.

Этот конфликт со всей ясностью покажет, на сколько стороны готовы быть независимыми государствами. Насколько они случайные, временные  или имеющие будущее, государственные образования на постсоветской территории Закавказья.