Найти в Дзене
Рядовой Имярек

Велотанк образца 1941 г. Как советские кулибины собирались бить фашистов

Оглавление

С началом Великой Отечественной войны Красная Армия столкнулась с очень сильным и коварным врагом в лице немецкой армии. Финская война 1939 - 1940 г. выявила многие недостатки в защите пехотинца на поле боя, его уязвимости от пуль и осколков, разорвавшихся снарядов. Многие ветераны прошлой войны с белофиннами делились своими впечатлениями и соображениями с "околоинженерными" кадрами того времени, в простонародье - кулибиными. Есть мнение, что и руководство ИТР, партийные работники ставило задачи перед местными непрофильными инженерными кадрами задачи помощи армии. В ответ на это и рождались самые смелые и немыслимые, а порой несуразные предложения. Об одном из таких рац. предложений и пойдет сейчас речь.

Когда руководство страны озвучило лозунг: "Все - для фронта, все - для победы!", то этот призыв подхватили миллионы граждан СССР. Кто-то ковал победу на поле боя или у станка, а кто-то считал своим долгом помочь Родине и изобрести чудо-танк или мину, до которых не додумались советские инженеры в силу своего ограниченного кругозора. По хорошему, автор идеи должен был озвучить не теоретические наработки, а построить пускай и единичный, но рабочий прототип, воплотить, так сказать, теорию на практике. Но не стоит забывать, в какое трудное время жила страна и возможно, зерна каких-то полезных идей легли в благодатную почву, были рассмотрены государственной комиссией по военно-морским делам при Бюро Совнаркома СССР.

Здесь речь и пойдет про одну из неудачных технических задумок на этапе теории: ни много, ни мало - про целый велотанк на гусеничном ходу.

Прототип Велотанка
Прототип Велотанка

Авторы идеи велотанка (6. августа 1941 года) - два инженера: Юрий Антонович Борис (Борис - это фамилия) и Василий Васильевич Гриневецкий.

Стоит отметить, что все письма с подобными рациональными предложениями попадали в специальную комиссию при ГКО СССР и рассматривались лично экспертной комиссией в лице Георгия Маленкова.

Далее приводится схема и описание ТТХ. Интересующимся - строго рекомендуется к прочтению).

Введение

Насыщенность современного боя огнем требует. для уменьшения потерь пехоты, защиты каждого бойца броней. Опыт войны с белофиннами показал эффективность применения подвижных бронированных щитков. Мы предлагаем конструкцию простого самокатного приспособления на гусеничном ходу с бронещитками. Боец приводит его в движение ногами и лежа на ходу ведет огонь, будучи сам защищен от ружейного и пулеметного огня.

Скорость передвижения 12-16 км/ч., хорошая проходимость, хорошее вооружение, большой запас боеприпасов и малая уязвимость значительно усиливает наступательную силу пехоты на велотанках. Простота и дешивизна конструкции позволяют, по нашему мнению, применить это приспособление в большом количестве. Опытный экземпляр такого самоката может быть изготовлен очень быстро.

Может быть, но его, почему-то не изготовили и сами не испытали (авт.). Дешевизна изготовления такого изделия также, весьма сомнительна.

Прилагается описание и 1 чертеж, всего на 5 листах.

Управление осуществляется небольшими перемещениями локтей, опертых на подлокотники. Боец лежит уверенно на подвесной системе, руки у него свободны и он может на ходу вести огонь из автоматического оружия. На огневых рубежах боец, ослабив подвесную систему, может лечь совсем на землю и тем самым еще больше предохранить себя от пуль и осколков. Большой запас боеприпасов дает возможность вести бой продолжительное время без его пополнения. Велотанк обладает хорошей проходимостью: в особо трудных местах боец может продвигать велотанк, упираясь ногами в землю или расстегнув карабин и откинув боковой бронещиток выползти в бок и буксировать велотанк. Откинув вверх оба боковых щитка, боец защищает себя сверху. Для облегчения машины боец может быстро сбросить боковые и передний бронещитки. Управление велотанком осуществляется движением локтей, опертых на подлокотники. Движение локтя с подлокотником назад сначала включает сцепление - дает свободный ход, а затем тормозит ведущее колесо. Одновременное движение локтей дает свободный ход и торможение. Движение одного локтя создает разворот машины. Вес конструкции велотанка при тщательном конструировании должен составить 40 кг. но может быть еще уменьшен примерно до 30 кг. Вес брони 60 кг. Броня также может быть облегчена до 40 кг., тогда вес пустого составит 100 кг. и при возможных облегчениях - 70 кг.

Для улучшения проходимости можно осуществить передачу с двумя скороcтями, тогда несмотря на большой вес велотанк без затруднения будет брать довольно крутые подъемы. На марше велотанк может буксироваться автомашиной, или танком, боец в велотанке сидит.

Поскольку авторские документы по велотанку не очень хорошего качества, приведу их содержимое текстом ниже.

Конструкция

Ходовая часть

Имеет пару ведущих колес, пару натяжных, четыре пары опорных роликов и гусеничную ленту. Опорные ролики крепятся на раму тележки шарнирно, допуская перекос оси роликов. Все колеса и бегунки сварные, из стальных штампованных частей, с толщиной листов 1 - 1,5 мм. Подшипники шариковые (подобно велосипедным). Лента резиновая, клиновидного сечения с перфорацией на внешней стороне. Сцепление с ведущим колесом - на трении клина.

Рама тележки

Образована двумя продольными и двумя поперечными балочками. Соединение их на упругих резиновых шарнирах, позволяющих раме сильно перекашиваться. Балочки швеллерного сечения, штампованные из 2 мм листовой стали.

Привод и передача

Привод ножной, педальный. Имеется свободный ход и тормоз. Передача на каждое ведущее колесо парой шестерен с передаточным числом 2. Шестерни закрыты кожухом.

Сцепление

Втулки сцепления соединяют педальный вал с ведущими колесами. Сцепление через торцевые зубцы клиновидного профиля. Включение сцепления - возвратной пружиной. Регулировка силы сцепления натяжением возвратной пружины. На валиках втулки сцепление монтируется тормоз - конический, бронза со сталью.

Управление

С помощью качающихся подвесных подлокотников, связанных со втулкой сцепления боуденовским тросом.

Подвесная система

Широкие брезентовые ремни с амортизирующими вставками из резины. два поперечных ремня и один продольный. Продольный ремень спереди расходится на два плечевых, сзади на два ножных. Длина плечевых ремней регулируется пряжкой. Подвеска ремней не двух тросах, прикрепленных по концам продольных балочек тележки.

Узлы растягивания, включающие плечевые ремни, собираются на карабинах.

Авторский концепт "Велотанка" на гусеничном ходу (чертеж в трех проекциях + изометрия)
Авторский концепт "Велотанка" на гусеничном ходу (чертеж в трех проекциях + изометрия)

Броня

Передний броневой щиток цилиндрической формы, толщина брони 8 мм. Крепление упругое, легко съемное. В щитке слева окно для обзора, закрытое броневым стеклом, справа окно для оружия. Боковые бронещитки плоские с толщиной брони 3 мм. Подвешивается каждый на двух петлях. Щитки откидываются вверх и легко снимаются. Бронещитки гусениц - цилиндрической формы, толщина брони 4 мм.

Крепление орудия

На лафете, установленном на передней поперечной балочке.

Вооружение, боеприпасы

Автоматическая винтовка, или пулемет и гранаты. Запас патронов 300 шт. может быть и больше.

Вес

Рама - 8 кг

Колеса и ролики - 7 кг

Педали и передача - 6 кг

Гусеничные ленты - 16 кг

Подвеска - 3 кг

_______________________________

Итого конструкция: 40 кг

_______________________________

Передние бронещитки - 30 кг

Боковые бронещитки - 30 кг

_______________________________

Итого броня 60 кг

_______________________________

Вес пустого танка - 100 кг

Вес бойца со снаряжением - 90 кг

Оружие - 10 кг

Боеприпасы - 15 кг

Питание и прочее - 5 кг

Итого полный ходовой вес: 220 кг.

Прототип "Велотанка" - расположение бойца лежа в тележке на гусеничном ходу с автоматической винтовкой.
Прототип "Велотанка" - расположение бойца лежа в тележке на гусеничном ходу с автоматической винтовкой.

Вердикт комиссии по военным делам Совнаркома

13 августа 1941 года, всего через 7 дней из Совнаркома был получен ожидаемый ответ: Товарищей Ю. Бориса и В. Гриневецкого призвать годными к несению службы в военное время и призвать в ряды Красной Армии.

Предложение т.т. Борис и Гриневецкого "Велотанк" не может быть реализовано, т.к. является нереальным. Мускульной энергии человека будет недостаточно для того, чтобы передвигать по грунту предлагаемую бронированную гусеничную машину (весом в 220 кг).

ВР. Начальника отделения изобретений Бронетанкового Управления Красной Армии военинженер 3-го ранга: Можелев.

Ответ специалистов Совнаркома на изобретение "Велотанк"  под грифом "секретно")
Ответ специалистов Совнаркома на изобретение "Велотанк" под грифом "секретно")
Ответ специалистов Совнаркома на изобретение "Велотанк" под грифом "секретно")
Ответ специалистов Совнаркома на изобретение "Велотанк" под грифом "секретно")

Резюме

Стало интересно проверить этих двух инженеров в списках ЦАМО, но нашел только однофамильцев. Значит с некоторой уверенностью можно сказать, что оба "кулибина" ковали меч победы у себя на предприятиях дома или в эвакуации. Это статья никоим образом не никого не пытается очернить (скорее всего этим 2 инженерам не хватило профессионализма) и совсем не означает, что талантливых, преданных Родине советских людей не было! Были! И даже в большом количестве, на это есть другие факты, но это уже совсем другая история...)

Вопросы

Спасибо, что дочитали до конца!

Кто искренне считает, что изобретение "велотанк" имело право на существование и мускульной силы хватило бы на передвижение гусеничной тяги?)

Представляете себе, двигающиеся по передку, поросшему кустарником и бурьяном с воронками от снарядов (про снег и грязь, вообще молчу) такие вот педальные танки с камикадзе внутри?

А если бы немцы, подсмотрев, стали копировать изделие? А потом, велотанковая Курская Дуга. М-да..

Если вам понравилась текущая статья - настоятельно рекомендую 2 другие:
1) Как в 45-м офицеры штаба по пьянке потеряли боевое знамя дивизии и что потом было?

2) Вымарывание архивов ВОВ? История, как бегущие с позиций командиры забросали гранатами комиссара 8-й Армии в 1941г.