Реакция большей части педагогического сообщества на всероссийские проверочные работы (ВПР) хороша известна. На официальных страницах Минпросвещения и Рособрнадзора в соцсетях любая новость о ВПР вызывает шквал негативных сообщений учителей и представителей школьной администрации. Если же послушать выступление главы Рособрнадзора Анзора Музаева, то выяснится, что ВПР нужны в первую очередь самим учителям. Почему полезно иногда внимательно слушать чиновников и читать новости на официальных сайтах, не превратится ли очередная антиутопия в суровую реальность и получим ли мы, наконец, давно обещанную четкую картину влияния дистанта на подготовку школьников – размышляет наш обозреватель.
«На каком уровне освоения материала находится учитель»
На пресс-конференции, состоявшейся в ситуационно-информационном центре Рособрнадзора 14 сентября, руководитель ведомства Анзор Музаев подробно рассказал об основных особенностях осенних ВПР-2020. Полная видеозапись мероприятия опубликована на официальном «Ютьюб»-канале Рособрнадзора.
Казалось бы, что нового можно услышать о ВПР, если официальные взгляды чиновников по этой теме нам давно и хорошо знакомы. Но не торопитесь с оценками – чиновники умеют удивлять, особенно во время прямых эфиров.
Для кого эта контрольная работа и для чего эта контрольная работа? Еще раз. Это контрольная работа в первую очередь для учителя и родителя ученика, чтобы они могли понять, на каком уровне освоения материала по тому или иному предмету они находятся в данный момент. Так как материалы разработаны (еще раз говорю) на федеральном уровне, легко понять те знания, которые получил ученик, и ту работу учителя, которую он провел в течение года по тому или иному предмету, – заявил Анзор Музаев.
Вас не удивили тезисы Анзора Ахмедовича? Тогда предлагаю внимательно прочитать текст новости, опубликованной на официальном сайте Рособрнадзора по итогам пресс-конференции.
Итак, вот что получилось в результате совместной работы пресс-службы и главы надзорного ведомства:
- школьники проходят ВПР;
- штатные ВПР школьники проходят «традиционно весной и осенью»;
- ВПР – это контрольная работа «для учителя и родителя», позволяющая понять, как они осваивают материал;
- после проведения ВПР Рособрнадзор легко поймет «ту работу учителя, которую он провел в течение года»;
- ВПР позволят получить четкую картину влияния дистанционного обучения на подготовку школьников.
Каждый из этих тезисов в отдельности и все они в совокупности производят, на мой взгляд, неизгладимое впечатление. Лучше ничего не добавлять – пропадет изящество.
«Диагностика остаточных знаний»
Не менее изящно Анзор Музаев сформулировал задачи, которые предстоит решить учителю после проведения ВПР:
Учитель должен сделать для себя вывод и понимание, по каким направлениям и по каким предметам, по каким темам образовались пробелы. И в течение этого полугодия, мы все надеемся, что никаких вторых волн и масштабной дистанционной волны обучения не будет, наверстать те пробелы, которые, возможно, могли образоваться.
Еще в августе в письме «О проведении всероссийских проверочных работ в 5–9-х классах осенью 2020 года» Рособрнадзор называл осенние ВПР «входным мониторингом качества образования», но на пресс-конференции прозвучала еще одна яркая формулировка:
Диагностика остаточных знаний, чтобы дальше мы могли произвести корректировку.
Антиутопия и реальный мир
Удивительно, что в допандемийную эру руководителям Рособрнадзора не приходила в голову идея проверки «остаточных знаний». Очевидно, что за 5 месяцев, с момента написания ВПР в середине апреля до середины сентября, школьники многое забывают. Поскольку никаким другим формам контроля, помимо ВПР, Рособрнадзор не доверяет, проведение ВПР через 2 недели после начала учебного года – это, по мнению надзорного ведомства, единственный способ «диагностики остаточных знаний» в масштабе страны.
Как раньше удавалось игнорировать такую диагностику – загадка. Сообщение на официальном сайте Рособрнадзора о ВПР, проходящих «традиционно весной и осенью», позволяет предположить, что надзорное ведомство осознало свое упущение.
Но нельзя останавливаться на полпути. В середине января, после расслабляющих новогодне-рождественских каникул, вполне можно провести еще один цикл ВПР. В сентябре – входной контроль/мониторинг, или диагностика остаточных знаний, в апреле – итоговый контроль/мониторинг, а в январе пусть будет промежуточный. Новость на официальном сайте Рособрнадзора можно слегка подкорректировать. Речь должна идти о штатных ВПР, проходящих «традиционно весной, зимой и осенью».
У тройного цикла ВПР – сплошные плюсы. Во-первых, у Рособрнадзора в 3 раза увеличится бюджет на проведение ВПР. В принципе, одного этого аргумента уже достаточно, но я продолжу. Во-вторых, и без того четкая картина качества российского школьного образования, которую рисует Рособрнадзор по итогам ВПР, станет в 3 раза четче. В-третьих, поскольку диагностика будет проводиться чаще, знания школьников будут менее «остаточными». В-четвертых, статистических данных появится в 3 раза больше, поэтому сотрудники Рособрнадзора и подведомственных ему компаний смогут выпустить больше аналитических отчетов и защитить больше кандидатских и докторских диссертаций. Можно назвать и в-пятых, и в-десятых, но и так понятно, что плюсов много.
Что же касается минусов, то в глаза бросается только один, но очень существенный: в летний период школьники остаются совсем без контроля/мониторинга «остаточных знаний».
Как вы, уважаемые читатели, восприняли описание тройного – осенне-зимне-весеннего – цикла ВПР? На мой взгляд, оно звучит настолько абсурдно, что напрашивается сравнение описываемой тотальной диагностики с известными антиутопиями. Некоторые исследователи отмечают среди социальных последствий пандемии коронавируса ощутимый рост внимания к этому жанру. Хотелось бы, чтобы реальный мир школьного образования в постпандемийную эпоху не приобрел черты воплощенной антиутопии.
«Четкая картина» или очковтирательство?
Руководителям Минпросвещения, Рособрнадзора и подведомственных ему компаний очень импонирует тезис о формирующейся в результате проведения ВПР «четкой картины» качества школьного образования в России. Впрочем, никто из руководителей профильного министерства и надзорного ведомства ни разу даже не потрудился объяснить, на чем основана их убежденность, что ВПР формируют некую «четкую картину». Если бы они внимательно изучали отзывы учителей и школьной администрации о процессе проведения ВПР, то могли бы сделать вывод, что для определения официальных результатов «диагностики остаточных знаний» больше подойдет словосочетание «тотальное очковтирательство», чем «четкая картина».
Причин, по которым воображаемая «четкая картина» превращается даже не в «кривое зеркало», а именно в «тотальное очковтирательство», много.
Например, несоответствие заданий ВПР и учебной программы. Учителя пишут об этом много лет, но из года в год наблюдается одно и то же: дети изучали зоологию – получают задания по ботанике. Таких примеров можно привести не один десяток.
Многие учителя сообщают, что даже отличники, узнав, что оценка за ВПР не выставляется в журнал, сдали пустые работы: «Извините, ничего не помню».
«Четкую картину» чего хочет получить Рособрнадзор?
Учителя сообщают, как эта «четкая картина» формируется. К примеру, 18 человек писали ВПР: 10 двоек, 7 троек, 1 четверка. Завуч дает команду: в ФИС ОКО (Федеральную информационную систему оценки качества образования) должны быть отправлены оценки, соответствующие годовым (иногда можно допустить расхождение в 1 балл).
Опытные представители школьной администрации хорошо знают, что школа, с одной стороны, не должна подавать завышенные результаты, поскольку есть риск попасть в списки образовательных организаций с признаками необъективности результатов ВПР, а с другой – показать результаты, максимально соответствующие годовым оценкам. Тогда будут довольны руководители муниципальных и региональных органов управления образования.
Есть ли школы, в которых все участники диагностики стремились абсолютно честно выполнить задания ВПР на максимум, а учителя и администрация подавали в ФИС ОКО абсолютно честные результаты? Полагаю, такие школы есть, но не представляю, даже приблизительно, какова их доля.
Спасибо чиновникам за «сорванную первую четверть»
Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе из Курской области на официальной странице Минпросвещения в социальной сети «ВКонтакте» сообщает о школьных буднях периода ВПР.
Такие горячие «благодарности» от учителей, родителей и школьной администрации в адрес федеральных, региональных и муниципальных чиновников от образования можно в большом количестве встретить не только в СМИ при обсуждении новостей и статей на тему ВПР, но и на официальных страницах Минпросвещения и Рособрнадзора в соцсетях.
Отвечать на критические замечания чиновники не обучены, в лучшем случае администратор порекомендует позвонить по справочному телефону. Хотя, казалось бы, социальные сети – идеальное место для общения с целевой аудиторией, для разъяснения и уточнения своей позиции.
От конфронтации к сотрудничеству
Президент России Владимир Путин поручил правительству разработать комплекс мер, направленных на повышение статуса учителя. Одной из таких мер, наряду с обязательным увеличением заработной платы, должно стать повышение уровня доверия в обществе к учителям и школам. Одним из показателей доверия может служить снижение до минимума объема унизительных внешних проверок.
Школы и учителя сами в состоянии осуществлять контроль, мониторинг и диагностику в том объеме, который они считают необходимым и достаточным. Если Рособрнадзор способен разработать эффективные и качественные задания, не содержащие ошибок и соответствующие учебной программе, пусть разрабатывает и выкладывает в виде открытого банка заданий, чтобы учителя могли ими воспользоваться.
Вот такой простой и понятный путь от конфронтации к эффективному сотрудничеству. Только учителя почему-то больше верят в воплощение антиутопии, чем в возможность конструктивного взаимодействия с надзорным ведомством, нацеленным на тотальную «диагностику остаточных знаний» и получение «четкой картины» по итогам ВПР.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.