Найти в Дзене
Военная платформа - СМИ

Их именами называют острова

Новые земли в Арктике получили имена военных гидрографов – ветеранов Великой Отечественной войны.

Северный флот в Великую Отечественную войну - Фото: ITAR-TASS
Северный флот в Великую Отечественную войну - Фото: ITAR-TASS

Официальные названия получили несколько ранее безымянных островов и мысов в российской части Арктики. Распоряжение о присвоении землям имен ветеранов Великой Отечественной войны, работавших в гидрографической службе Северного флота, накануне подписал премьер-министр России Михаил Мишустин.

Речь идет об островах, которые современные военные гидрографы Северного флота обнаружили во время арктических экспедиций последних лет. В документах указывается, что архипелаги располагаются в Баренцевом море и образовались в результате таяния ледника. Исследователи и предложили дать новым землям имена своих заслуженных предшественников. Названия – мыс Адмирала Владимирского, Афанасенкова, Буланова, Мороза и Мамонтова, острова Западный и Восточный Нортбрук, Бухмейера, Кузнецова и Осокина – в ближайшее время нанесут на все карты, тем самым увековечив память об их заслугах.

Сегодня хорошо изучена история боевых действий в Арктическом регионе. Всем известно о героизме моряков Северного флота, морских десантников, о подвиге североморцев и о Полярных конвоях. Множество публикаций посвящено успешным действиям Беломорской военной флотилии. Но были ли они возможны без ежедневной, незаметной, изматывающе-скрупулезной работой гидрографической службы? Нет. Более того, именно гидрографы играли одну из самых главных ролей в том, чтобы морские операции советского флота в Арктике проходили «без сучка и задоринки»…

Суда Гидрографического флота Главсевморпути участвовали в работе Ледового патруля, обеспечивая навигацию в Арктике в 1941-1944 годах. Несмотря на военное время и связанные с ним тяжелейшие условия, они продолжали создавать навигационные пособия и выполнять лоцмейстерские работы. Гидрографы выходили в море на небольших мотопарусных судах, без конвоя и вынужденно сохраняя радиомолчание – в случае опасности судно не могло даже подать сигнал тревоги.

Невзирая на опасности, они отправлялись на них в районы основных ледяных массивов с тем, чтобы изучить и зафиксировать их структуру, положение, перемещение, вести наблюдение за погодой и затем передавать все данные в штаб Северного флота. Здесь на ее основе планировали деятельность по обеспечению боевых действий флота, а также определяли маршрут, которым надлежало следовать судам по Северному пути.

Судьбы гидрографов часто оканчивались трагически. К примеру, в конце июля 1943 году «Академик Шокальский» вышел из порта Диксон и направился в сторону Новой Земли, однако вблизи мыса Спорый Наволок судно встретилось с немецкой подводной лодкой. Немцы атаковали «Шокальского». Когда они ушли, моряки, из тех, кто остался в живых, вытащили на льдину, уцелевшую при атаке, но поврежденную шлюпку, кое-как отремонтировали ее подручными средствами, спустили на воду и на веслах пошли к Новой Земле. Уставшие, замерзшие, голодные, они пешком добирались до полярной станции Бухта Благополучия.

Другое судно «Норд» в августе 1944 года вело лоцмейстерские работы в Карском море. Его также обнаружила вражеская подводная лодка. Немцы потребовали сдаться, обещая сохранить морякам жизнь. Моряки понимали, что те данные, которые они уже собрали в ходе своей экспедиции, не должны попасть к врагу. Экипаж открыл огонь, но силы оказались не равны. Лодка подошла к судну вплотную и почти в упор расстреляло его. Весь экипаж, от капитана до матроса, которому было всего пятнадцать лет, погиб, однако их подвиг навсегда вошел в историю.

Поставьте лайк - будем знать, что написать для вас в следующий раз
Подпишитесь на канал - наши статьи будут попадаться вам чаще
Поделитесь с друзьями - статья может быть интересна другим!
-2
Военная платформа - новостной сайт военной тематики