Каждый из нас при просмотре фильмов сталкивался с необъяснимыми с точки зрения логики ситуациями: главный герой косит врагов пачками, а те упорно нападают по одному и никак не могут нанести ему хоть какой-то существенный вред. Такое клише с беспросветной тупостью косоруких врагов и удивительной неубиваемостью протагониста встречается повсеместно. Этим грешат авторы и в фантастике, и в фэнтези, и в шпионско-приключенческих картинах, а уж про боевики, вестерны или фильмы про боевые искусства и вовсе промолчим. Оказывается, существует даже научное название этого явления. Итак, встречайте: «Эффект штурмовика», он же «принцип злодейской меткой стрельбы», он же «синдром штурмовика».
Внимательному зрителю давно известно: безымянное «пушечное мясо», состоящее из толпы (обычно несколько десятков человек) плохих парней никогда не может нанести вред главному герою, его технике или членам партии. Причем абсолютно неважно, стреляют в протагониста, пытаются ткнуть острыми железками или задавить руками. Это закон. Как у любого закона, у него даже есть следствие, которое распространяется на главных злодеев. Отряды хороших парней, которые не знают о «синдроме штурмовика», мужественно редеют и безвозвратно заканчиваются при попытке обезвредить убийцу, маньяка или сумасшедшего террориста. А все потому, что главного злодея победить может только главный герой.
Каждый выстрел главгероя ложится точно в цель.
При этом обычные безымянные плохие парни могут проявлять недюжинные боевые качества и с успехом сокращать популяцию безымянных хороших парней. Но это происходит только до тех пор, пока на экране не видно главного героя. Без ауры неуязвимости, которую дает протагонист, появляясь в кадре, может быть даже замучен и зверски убит кто-нибудь из второстепенных хороших героев.
«Синдром штурмовика», хоть и является незыблемым законом жанра, достаточно гибок. В частности, допускается, что урон главному герою «пушечное мясо» таки может причинить. Его могут даже ранить. Но это делается не для того, чтобы вывести протагониста из строя. Здесь работает обратный эффект: хороший парень, получив повреждение, выходит из лирического созерцательного настроения и наконец принимается за дело всерьез. Предыдущие полсотни трупов не в счет.
Разберемся с происхождением термина и следствиями. «Эффект штурмовика» впервые в полной мере проявился в первой трилогии «Звездных войн». Имя ему дали имперские штурмовики, которых позиционировали как ветеранов межпланетных кампаний, наделенных небывалой огневой мощью и боевыми качествами. Однако вся их подготовка оказывается бессильной против главных героев: ни один штурмовик так и не смог хоть как-то повредить «нашим». Даже при многократном численном превосходстве и стрельбе почти в упор.
Для «Звездных войн» закон можно четко сформулировать. Это звучит так:
Шанс попасть в одного из героев обратно пропорционален количеству штурмовиков. В то же время, если героев слишком много на единицу площади, вероятность вывода из строя одного из них значительно увеличивается.Однако, если в битве участвует хотя бы один джедай при прочих равных условиях штурмовики обречены на провал.
После Star Wars «Синдром штурмовика» ширился, приживался и мутировал. Он захватил другие жанры, породив несколько следствий:
- Правило одиночной атаки. Сколько бы врагов не нападало на главного героя, делать они это будут строго по одному. Злодеи благородно не будут пытаться наброситься толпой или стукнуть протагониста по затылку чем-то тяжелым. Они будут ждать своей очереди.
- Патологическая косорукость. «Пушечное мясо» при использовании огнестрельного оружия, бластеров, плазмаганов, ракетных установок или BFG будет обязательно промахиваться даже в упор. В лучшем случае плохие парни просто не будут брать упреждение и стрелять в то Та самая кровь, когда герой встает и побеждает «из последних сил»место, где герой был секунду назад.
- Право на ошибку. Когда главный герой впервые за драку окажется в затруднительном положении, злодей никогда не добьет его. Протагониста кинут в стену или другую конструкцию, ударят кулаком, оставят лежать на земле, на худой конец пнут ногой, но оставят в покое и дадут немного отдохнуть.
- Закон сохранения ниндзютсу. Изначально работал для фильмов с ниндзя, но постепенно распространился и на другие жанры. Смысл закона в том, что чем больше ниндзя в кадре, тем слабее они. Т.е., один японский шпион в балаклаве представляет для героя почти неразрешимую проблему, в то время как с десятком он разберется, практически не вспотев.
Несмотря на очевидную нелепость, отдельная категория зрителей и фанатов пытается подвести под «Эффект штурмовика» некую логическую базу. Чаще всего встречаются следующие обоснования поведения плохих парней:
- Главгерой — боец элитного спецподразделения, полубог, супергерой, сверхчеловек, носитель древних знаний (нужное подчеркнуть). Противостоят ему, как правило, уличная шпана, нетрезвые бойцы нерегулярных бандформирований, анархисты, не признающие воинской науки, простые смертные и прочие неспециалисты. Объясняет частные случаи победы протагониста над несколькими противниками, но не остальные следствия синдрома.
- Трусливые злодеи боятся главного героя и нападают по одному в зависимости от отчаянности, смелости, храбрости или глупости. Абсолютно несостоятельно. Трусость, как правило, предполагает, что герою ткнут в почку ножичком, пока он занят более храбрым соперником.
- Герой нужен живым. Самая массовая и популярная версия. На самом деле, ведь должен же главный злодей объяснить герою, для чего он все это затеял.
Как бы то ни было, но «Синдром штурмовика» — неотъемлемая часть целого пласта жанров в кинематографе, литературе и видеоиграх. Без него не было бы большей части всеми любимых произведений. Кроме того, это неисчерпаемая тема для юмора, которая подарила нам «Горячие головы», «Голый пистолет», «Kung Fury» и Бориса Бритву по прозвищу «Хрен попадешь».