В последние годы перед жителями крупных городов России всё чаще встаёт вопрос: зачем нужен собственный автомобиль, когда есть каршеринг и такси? Действительно ли эти альтернативы выгоднее обладания собственной машиной, и если да, то почему?
Для начала хотелось бы разобрать плюсы и минусы двух противостояний. И начнем пожалуй с автомобиля.
Плюсы личного автомобиля
1.Удобство.
Под этим термином можно понимать те выгоды от использования личного автомобиля, которые экономят время, позволяют чувствовать себя комфортно и иными способами улучшают наше существование на этой планете. Так как «удобство» - понятие очень широкое, думаю, что будет лучше разделить его на несколько составных частей, которые, впрочем, можно считать за отдельные преимущества.
1.1 Независимость от расписания общественного транспорта.
Личный автомобиль – это, прежде всего, средство передвижения из пункта «а» в пункт «б», хотя некоторые, пускай и неосознанно, но со мной здесь не согласятся. Если вам нужно куда-нибудь поехать, то есть перенести свое тело из пункта в пункт, то автомобиль всегда под рукой, в отличие от транспорта общественного. Можно выйти из дома, сесть в машину, и поехать туда, куда нужно. В отличие от авто, общественный транспорт ходит по расписанию (кстати, не всегда соблюдаемому), что может привести к длительному ожиданию автобуса или электрички. На лицо экономия времени, особенно ценная для тех, у кого постоянный цейтнот.
*Ради справедливости нужно добавить, что такие виды общественного транспорта, как самолет и поезд, также ходят по расписанию, однако в этом случае вступают в силу другие причины выбора между личным и общественным транспортом, а именно время в пути и расстояние, которое должно преодолеть.
1.2 «Единственность» автомобиля, или отсутствие комбирированности маршрута.
Чтобы добраться из пресловутого пункта «а» в пресловутый пункт «б» на общественном транспорте, нередко нужно использовать несколько его видов. Скажем, сесть на автобус и доехать до метро, потом на метро добраться до нужной станции, где совершить пересадку на электричку. Как видно из примера, в пути нужно сменить три вида транспорта, и это число может быть больше. С автомобилем же проще – сел и поехал в пункт назначения. Ни тебе лишних потраченных нервов, ни лишних мыслей о комбинировании маршрута (успею ли я на электричку, или нет?) ни лишнего времени ожидания транспорта, что пересекается с предыдущим пунктом о расписании.
1.3 Комфорт в индивидуальной поездке.
Мы привыкли, что общественный транспорт не славиться комфортом поездок. Духота, теснота, постоянный разносортный шум от пассажиров-соседей – типичные его спутники. Другое дело личный автомобиль: здесь можно и посидеть в тишине, и музыку без наушников послушать, и в кресле более-менее устроиться (ведь всегда сидишь!). И этот комфорт и удобства не идут ни в какое сравнение с нынешними неудобствами транспорта общественного. В общем, если на этом приятном аргументе у вас закончились силы читать эту статью, можете смело закрывать вкладку и бежать в ближайший магазин за машиной. Остальным предлагаю собратья со вниманием и продолжать.
*Но опять же, ради справедливости нужно сказать о том, что в машине не сходишь в туалет. Особенно если ты стоишь в пробке. Это упущение ликвидировано в некоторых видах общественного транспорта, таких как электропоезд и метро.
1.4 Возможность перевозки крупногабаритных грузов.
В нашем споре мой друг, доказывая справедливость своего взгляда, привел пример с мешком картошки. Если человеку нужно перевезти мешок картошки или что-нибудь подобное, то в данном случае автомобиль практически незаменим. В нем не перевезешь шкаф или диван, но пару мешков картошки или десяток плиток запросто. Проблематично осуществить это на своих двоих по понятным причинам, когда как можно все это запихнуть в багажник или салон, и с чувством удовлетворения ехать по своим делам.
2. Престиж и статусность.
Если в прежние времена одним из элементов твоего статуса и положения в обществе был конь (вороной, гнедой и проч.), то в наше время это эту функцию взяли на себя автомобили. Они также отражают уровень твоего дохода (или того дохода, который ты бы хотел получать, но не получаешь, лишь показывая его наличие машиной в кредит), а также ту нишу в социальной иерархии, которую ты занимаешь (или, опять же, стремишься занять).
На самом деле можно спорить, плюс это, или нет. Но под «минусы» он никак у меня не подпадает, а пройти мимо этого никак нельзя. Поэтому мы наблюдаем его в данной категории.
3. Возможность занять свое время, посвятив его машине.
Если у вас отсутствуют увлечения и хобби, на которые вы можете тратить свое свободное время, то машина – отличный выход из такого положения. Некоторые особо страстные любители авто целыми сутками проводят в гараже, чиня, чистя, отполировывая и вообще приводя в порядок «свою ласточку». Это отличный «сжигатель» времени для таких людей, не нашедших что-нибудь иное интересное для себя.
4. Возможность для маломобильных людей перемещаться с наименьшими затратами.
Если вспомнить, когда вы последний раз видели инвалида на улицах вашего города, то придется постараться. И это не удивительно, так как они, эти улицы, не предназначены не то что для инвалидов-колясочников, но даже для обычных российских пенсионеров. В этом отношении автомобиль, хоть и дорогой, но более удобный для них транспорт, позволяющий сгладить хоть некоторые проблемы перемещения подобной категории граждан.
5.Чувство психологического удовлетворения…
…от обладания большой (иногда дорогой) вещью, без которой никак. В наш 21 век психологического неудовлетворения подобный суррогат счастья и в самом деле может, пускай и ненадолго, но удовлетворить владельца авто в его стремлении к конформизму. Вездесущая реклама машин, друзья и знакомые – автовладельцы, расширение дорог и строительство новых, личное созерцание огромного количества автомобилистов и бытующие мнение «сейчас без машины никуда» - все это сильно давит на человека. И чтобы хоть как-то избавиться от этого давления, пускай и по пути меньшего сопротивления, он покупает и эксплуатирует машину, попутно приводя в пользу своей эксплуатации аргументы, обозначенные выше.
6. Поддержание современной экономической системы.
Действительно, производство и использование автомобилей – это огромная часть современной экономики. Здесь добыча металлов и их переработка, изготовление деталей, сборка автомобиля, производство бензина, обслуживание автомобилей (мойка, шиномонтаж, тех. осмотр), и много чего еще. И все это дает, с одной стороны, рабочие места, с другой – денежные потоки, что в купе поддерживают нынешнюю экономическую систему в определенной стабильности (а чтобы стабильность увеличилась, нужно продавать и покупать больше автомобилей).
Минусы личного автомобиля
1.Дороговизна автомобиля.
1.1 Дороговизна покупки.
Перво-наперво, этот автомобиль нужно купить. Даже если это подержанное авто, оно все равно будет стоить немалых денег. Тут даже есть определенная зависимость цены и состояния автомобиля. Если автомобиль в хорошем состоянии (или новый), то он и будет стоить намного больше, а если это 20-летняя «видавшая виды» пятерка, то и цена будет соответствующая. Из этого напрямую выводятся последующие расходы на эксплуатацию, и в случае с «пятеркой» они будут также в разы выше.
1.2 Дороговизна в использовании.
Есть определенное количество статей расходов, с которыми придется мириться, имея автомобиль. Во-первых, это бензин, а учитывая, что в нашей, богатой на нефть, стране это постоянно дорожающее удовольствие, то и затраты на него будут только увеличиваться. Во-вторых, это так называемые расходники, которые меняются не так часто, но все же часто. Это масло, тормоза и проч. Третье - страховка, налоги и штрафы.
2. Большое количество жертв и увечий на дорогах.
32,5тыс. человек - таково количество погибших на дорогах в России в за 2020 год. Не стоит говорить, что пострадавших в несколько раз больше. Цифры страшные, и чтобы их хотя бы сократить (не говоря о ликвидации), нужны кардинальные меры. Одной из таких пер мне представляется усовершенствование общественного транспорта, что должно положительно сказаться на жизни и здоровье людей.
3. Потеря времени с автомобилем.
В «плюсах» был похожий пункт, но если там он относился к людям без увлечений, которым нечем занять свое свободное время, то здесь все наоборот. Теперь это касается людей занятых и имеющих другие занятия. А «возня» с машиной может отнимать огромное количество времени; сутки, проведенные в гараже.
4. Сильная зависимость от автомобиля.
Ситуации бывают разные, и даже заядлым автомобилистам приходится на время отказываться от своих железных коней. К примеру, в силу его сдачи на пару дней в автосервис или при эвакуации на штраф-стоянку. И в этот период они зачастую теряются и не могут нормально, в привычном ритме, жить и заниматься своими делами. Если раньше он пользовался автомобилем, чтобы доехать из пункта «А» в пункт «Б», то теперь он вынужден пересесть на общественный транспорт, что для такого человека большой стресс во многих отношениях.
5. Влияние автотранспорта на окружающую среду.
5.1 Экологический фактор.
Выхлопные газы автомобиля – основной источник загрязнения воздуха в больших городах. Содержа в себе целый «букет» различных веществ, они отравляют человека, а также флору и фауну в том районе, где они (автомобили) эксплуатируются. Это приводи к ухудшению здоровья, развитию серьезных заболеваний и сокращению продолжительности жизни в связи с большей «изнашиваемостью» и интоксикацией органов людей. Также это может приводить к такому явлению, как смог со всеми вытекающими из него последствиями.
5.2 Экономическо-ресурсных фактор.
Д.И.Менделеев однажды сказал: « Нефть - не топливо, а топить можно и ассигнациями». И действительно, эксплуатация личного транспорта – это отличный пример (особенно в мировом масштабе) нерационального использования ресурсов, которое не просто их источает, но даже вредит экологической обстановке. Заводы по изготовлению автомобилей, переработке нефти, увеличивающаяся прокладка автомобильных дорог и подобные факторы – вся эта индустрия обслуживания автомобилистов тратит непомерное количество драгоценных ресурсов, которые могли бы быть использованы в других места. Куда меньше нужно ресурсов, времени и сил, чтобы эксплуатировать общественный транспорт.
5.3 Испорченный ландшафт.
Возможно, это покажется кому-то незначительным, но все же это проблема загрязнения окружающего мира ненужными объектами влияет на его (мира) восприятие, повышая уровень стресса.
6. Катализация гиподинамии человека.
Может, кто-нибудь смотрел из вас американский фильм «Боги, наверное, сошли с ума». Там в первых минутах фильма забавно показано, как современный житель без автомобиля не может даже забрать почту из своего почтового ящика в загородном доме. Или, адаптируя под нас, без машины теперь и за хлебом не сходишь. Подобный «стиль жизни» не способствует поддержанию в тонусе организма человека, его мышц, опорно-двигательной системы и кровообращения. А это, опять же, ведет к заболеваниям, среди которых ожирение, нарушения в дыхательной системе и гипертония.
Плюсы каршеринга
1. Сервисы краткосрочной аренды автомобилей позволяют взять машину на прокат без посещения офиса.
2. Достаточно установить приложение, принять условия пользовательского соглашения и отправить сканы документов: права, паспорт. После одобрения вы сможете сесть в любой автомобиль, который находится рядом с вами. Удобно? Очень.
3. Кроме того, вам не нужно заботиться о заправке, страховке и содержании арендованного автомобиля. Всё уже включено в тариф.
4. Если топливо все-таки закончилось и вам пришлось заправиться, это компенсируют временем или специальной топливной картой.
5. Безусловным плюсом является и то, что вы можете поехать на арендованной машине на отдых с друзьями, но не далее, чем на 150 километров от пересечения города. Это позволит разделить стоимость на всех участников поездки.
6. Оплата услуг производится с вашей банковской карты, которая привязывается в приложении при регистрации.
Минусы каршеринга
1. Главная проблема краткосрочной аренды то, что должны перед нажатием на кнопку в приложении зафиксировать имеющиеся у машины недостатки: повреждения, неисправности и тому подобное. В противном случае за них придется платить вам.
2. Также если вы нарушите ПДД, то штраф пришлют на ваше имя. Другими словами, каршеринг — не только удобство, но и ответственность.
3. Оставленные вещи скорее всего вам не вернут.
В итогах мне не особо хочется сухо считать все «плюсы» и «минусы» владения личным автотранспортом или же каршерингом, так как это не отразит в полной мере ту ситуацию, которая сложилась в нашей среде по поводу этой задачи. Плюсы, мною перечисленные, для кого-то и не плюсы вовсе, равно как и минусы для некоторых не играют никакой роли. В любом случае я попытался максимально объективно выразить эти «за» и «против», но окончательное решение все равно за вами.