Найти в Дзене

Часть первая. Глава четвертая. Сватовство.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

  • СВАТОВСТВО

Молодость Никитки проходила в трудовых буднях хозяйского двора. Не было у него, как у многих других парней и девчат времени на развлечения, людские гулянья. Но молодость свое брала. На народные праздники: на Троицу наряжали березки, украшали цветными ленточками, ходили с ними от дома к дому с песнями; на Новый Год гадали; на масленицу катались с горок на санках, бадьях; на Пасху обменивались крашенными куриными яичками. И тем временем присматривались друг к другу, нередко и влюблялись. Никитка настоящей любви еще не познал, присматривался к дочерям Семена Немчанинова. В своей семье не раз слышал разговоры отца со старшим братом, что Аннушке нужна помощница, одной вести домашнюю работу и воспитывать детей стало трудно. Он понимал, что разговор идет о его женитьбе. На семейном совете решили к Рождеству послать сватов. Кому высылать сватов Никите было не безразлично.

- Если думаете высылать сватов, то высылайте к Семену Немчанинову, проговорил он.

- Семья их добрая, работящая, сколько детей – все приставлены к делу, - проговорила Аннушка.

В сватовья снарядили Егора Юферова, Савелия, взяли с собой жениха. Хозяин встретил незваных гостей хладнокровно, пригласил пройти в переднюю. Сватовья не спеша прошли в переднюю часть дома, сели на лавку, завели отдаленный разговор о житье-бытье. Егор склонил разговор ближе к делу.

- Семен Елизарович, мы пришли к вам по делу. У вас дочки-невесты на выданье, у нас парень, которого надо женить. Не сойдемся ли сватовством?

- Что вам ответить на ваш прямой вопрос? Я не собирался кого-либо из дочерей просватать, дел много в семье, рабочие руки нужны.

- Это так, - заметил Егор, - нужно и побеспокоиться о молодых, мы свое пожили, пусть и они поживут, новая семья появится, внуки родятся, это радость для родителей.

- Надо спросить хозяйку, дочки ближе к ней привязаны.

И тут же позвал жену. Из кути вышла жена Лукерья.

- Вот пришли к нам сватовья, как ты смотришь, можем ли мы показать им невест?

- У нас на выданье только одна, - ответила она. Немного повременив добавила, - можно показать, дочка работящая, домовница лучше не надо.

Тут разговор немного приостановила, затушевалась…:

- Вот приданного у нас большого нет.

- Это небольшая беда, - проговорил Егор.

Хозяин поглядел на жену:

- Иди приготовь невесту.

Старшие дочки узнав, что пришли сватовья, стали причесывать себя, приоделись, подчупырились, каждая ждала своей минуты. «Кого пригласят?» - мысленно задавал себе вопрос Никита.

Лукерья привела с собой старшую дочь, небольшую ростом, выглядела лицом далеко не красавицей. Мать представила сватам невесту:

- Это Ненила, очень добрая, послушная дочь, хорошая рукодельница.

Подтвердил и сам хозяин:

- Плохого, как перед Богом вам говорю, за дочерью не замечено.

Сваты Ненилу поблагодарили, родители отпустили и она ушла. После продолжительной паузы Егор переглянулся с Савелием, Никита опустил голову, так просидел до окончания представления Ненилы.

- Про невесту я ничего плохого сказать не могу, вот только ростом она мала, да годами намного старше нашего жениха. Не подходящая она для Никиты, - проговорил Савелий.

Прошло несколько минут, хозяин другую дочь в невесты не предлагал, сваты не настаивали. В разговор вступила Лукерья:

- Ну чтож, Ненила не подходящая, у нас есть на выданье Аксинья. – И тут же позвала ее. Из кути вышла Аксинья, среднего роста, черноволосая. Мать попросила дочь подойти и поздороваться с гостями. Аксинья не стесняясь подошла, поздоровалась со всеми. Никита как сидел с склоненной головой, так и не поднял ее. Сваты не против были высватать за Никиту Аксинью, спросили самого жениха:

- Никита, согласен ли ты взять себе в жены Аксинью?

- Нет, не согласен, - последовал ответ. И тут же выпалил:

- На Мавринке я женюсь.

Родителя запротестовали:

- Мавринка еще молода, не опытна, грамоте не обучена.

В планах их надо было просватать старшую дочь, боялись, как бы в девках не переросла. Да и закона старого придерживались, пока не выйдет замуж старшая, младшую придерживали дочь до замужества.

- Ну так, - сказал Юферов, вставая из-за стола, - на нашего молодца найдется в другом доме молодица, - сам направился к двери. За ним поднялись Савелий и Никита. Хозяин приостановил сватов, посоветовавшись в кути, родители не против были породниться с уважаемым в деревне человеком Аверьяном Алексеевичем и его семьей, вывели за собой Мавринку.

Савелий не раз встречал ее и не замечал какая она красивая. Мавринка поздоровалась со всеми. Никита встал, улыбнулся и поклонился, сел на лавку. Мать представила сватам свою третью дочь – Мавринку.

- Дочь моя, подойди и познакомься с Никитой.

- Я мама с Никитой знакома.

Мать было вспрыснула, как же это так? Отец вмешался:

- Раз вы знакомы друг с другом, согласна ли дочь стать невестой Никиты? – спросил он.

Никита подошел к Мавринке, обнял ее, спросил:

- Как Мавринка, согласна ли выйти за меня взамуж?

Из скромности своей немного помолчала, потом шепотом сказала:

- Мама и тятя, я согласна.

Егор Юферов вытащил из-за пазухи бутылку настойки, поставил на стол, Семен Елизарович принес бутылку самогона, бабы накрыли по праздничному стол, начали обмывать помолвку. Молодых тотчас же отпустили. Свадьбу обговорили справить после святок.

К свадьбе готовились в обеих семьях. Напекли, настряпали всего полнешенько, выгнали самогонку-первача, приготовили хмельного пива, холодных и горячих закусок.

Накануне дня свадьбы девушки-подружки невесты по обряду справили прощальный девишник: пели прощальные песни, оплакивали невесту, свою подружку. Парни все это время крутились вблизи двора, старались не замеченными пробраться в дом невесты и выкрасть ее, избавить жениха от выкупа своей возлюбленной. Девушки зная намерения парней не отходили от просватанной подружки, берегли ее. В конце парням не удалось выкрасть, жениху пришлось у девчат свою невесту выкупать.

Рано утром сваты вместе с женихом и невестой одетые в теплую одежду на двух кошевах, запряженными парами коней с разукрашенными дугами и подвешенными под ними колокольчиками, выехали в Аманаш для венчание в церкви.

На свадьбу приглашены все родные, близкие люди, приехавшие вместе с Аверьяном Алексеевичем из Вятки на поселение в деревню. По приходу в дом жениха, гостей встречали девушки-подружки невесты, каждому гостю прикалывали на грудь красный бант.

Застолье вели сваты с повязанными и перекинутыми через плечо вышитыми рушниками. Много было сказано теплых слов, пожеланий молодоженам. Подвыпившие гости кричали традиционное «Горько!», требовали подсластить спиртное. Молодожены вставали, робко целовались на виду у всех, удовлетворяя требования гостей.

В разгар свадьбы девушки-подружки невесты на подносе подносили гостям в налитых стаканах настойки, просили выпить за здравие молодоженов, отблагодарить невесту и жениха. На поднос ложили свадебные подарки, деньги, преподносили живность для обзаведения хозяйством. На свадьбе играл на гармони-тальянке Федор Куклин.

Много было выпито спиртного, хмельного, подано на стол съестного. В доме жениха застолье шло три дня, два дня у невесты.

В семье Аверьяна Алексеевича молодицу встретили тепло. Молодым отвели горницу. Невестки между собой подружились, не поперечили друг другу, домашние дела справляли усердно, и на них никто не был в обиде.

В доме Аверьяна Алексеевича поддерживался прежний уклад жизни. Савелий с Никитой занимались хозяйственными делами. Сам хозяин успевал всюду, от пашни не отрывался и не отлучался от реки и тайги.

В любви и согласии жили в своем доме Никита с Мавринкой. В декабре 1912 года родилась у них дочь, назвали Варей.

Дед ожидал внученка, но был рад появлением еще одной внучки, надежды на внука не терял. В положении ходила Анна, свекор с особой теплотой и вниманием относился к ней, следил, чтобы не делала тяжелых работ. По весне Анна родила дочь, назвали Дашей. Как не огорчался в душе Аверьян появлением девочки, а не мальчишки, и на этот раз примирился. Всех внучек любил поровну, младших немного лучше.

Аверьян Алексеевич очень любил детей, своих внучек и соседских. При встрече с ними ласкал, угощал припасенными гостинцами. А если ехал на телеге или зимой на санях, каждый раз садил детей прокатить по улице раз-другой. Дети были рады, взамен платили ему своим детским добром.

aelita544.ru