Найти в Дзене
Русская армия. История.

"Вам не акулу, а ворону следует нарисовать", - как маркиз Роллан де ля Пуап стал Героем Советского Союза

Самый молодой пилот "Нормандии" Ролан де ла Пуап
Самый молодой пилот "Нормандии" Ролан де ла Пуап

Француз Роллан де ля Пуап родом из семьи аристократов после нападения Германии на Францию решил стать военным летчиком. Правда с карьерой в родной стране не заладилось. Франция быстро капитулировала. Пришлось молодому человеку ехать в Британию и уже там в составе Королевских ВВС сражался против немцев в Африке и Англии (даже защищал Лондон).

Вскоре он решил перебраться в Россию во вновь сформированную эскадрилью "Нормандия", которая состояла из французов. Решение было продиктовано не идеологическими соображениями, а скорее желанием быть со своими и желанием отомстить немцам:

Для меня война и немцы были повсюду — в СССР, в Средиземном море, на Ла-Манше. И сражаться с немцами, где бы они мне ни встретились, было моей единственной целью. Источник: Пуап, Ролан де ла; Стази, Жан-Шарль. Эпопея «Нормандии — Неман»

Первая французская эскадрилья была сформирована в городе Иваново и состояла из 14 боевых летчиков, 17 бортстрелков, 2 связистов, 25 техников, переводчика и врача.

Молодой француз летал на советском самолете "Як". Он попросил своего механика нарисовать на носу самолета оскалившуюся пасть акулы. Просьба была выполнена. Однако после этого у Ролана случился не очень удачный боевой вылет, где он гонялся за немецким самолетом разведчиком и не только не догнал его, но и сам пострадал.

Ролан де ла Пуап у своего самолета ЯК
Ролан де ла Пуап у своего самолета ЯК

На это рисовавший акулу механик подшутил над молодым французом:

Вам не акулу, а ворону следует нарисовать.

Случались у него и другие неудачи. Однажды на его самолете повредили шасси. Ролан получил приказ покинуть самолет, но ослушался и посадил его на одно колесо. Впрочем дальше дела пошли лучше. Ролан де ла Пуап получил должность заместителя командира 3-го звена эскадрильи. Совершил 125 боевых вылетов, где сбил лично 7 немецких самолетов и в составе группы 9 самолетов.

Он побывал в Орле, Брянске, Смоленске, Минске, Витебске и многих других городах. В ноябре 1944 года ему за проявленные героизм и мужество было присвоено звание Героя Советского Союза.

Многим может быть интересно, как потомственный аристократ и сын графа служил в подразделении, которой по сути относилось к Красной Рабоче-Крестьянской армии (хоть и было французским. На этот счет есть хорошее высказывание одного советского писателя:

представитель старой аристократии, и если бы он хотел, он мог бы кичиться своими титулами. Но это подлинный демократ, влюбленный в свободу, и гордится он одним: сбитыми самолетами. Эренбург, Илья. Собрание сочинений

Храбрый летчик продолжил службу и после окончания Второй Мировой. Но уже в составе французских ВВС. Он был демобилизован в 1949 году и занялся бизнесом. Поддерживал теплые и дружеские отношения с русскими летчиками фронтовиками, хоть и иногда критиковал советскую власть.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.