Вот и случился очередной языковой скандал. Громкий. Был публично озвучен факт, что в школах дети во внеурочное время говорят по-русски. Школ русских не осталось, а язык из общения, увы, не исчез. И такое позволяют себе не только школьники, но и учителя на переменах, в беседах с родителями и после работы. В общем, на уроке - украинский, после уроков – родной, русский. Не только в исконно русскоязычных регионах юго-востока, но даже в Киеве.
Заметьте, сокрушается по этому поводу филолог, ученая дама из Института украинского языка Академии наук. Она дает научное определение явлению - диглоссия (использование одного или другого языка в разных речевых ситуациях, функциональное разделение языков).
И что теперь делать, как от нехорошей диглоссии избавляться? Что предлагает научная сотрудница серьезного государственного заведения?
Ожидаете оригинального решения? Напрасно. Все оказывается предельно просто. Нужно запретить и заставить. Вы поняли, запретить на переменках русский и заставить говорить на украинском. Всех.
В принципе, ничего нового. Об этом давно говорят и не ученые Ниццой с Фарион и Дроздовым. Так почему народ-то в соцсетях и в разных СМИ возбудился? Все просто. Одно дело, когда высказываются «дежурные» русофобы, им по штату положено. Совсем другой расклад, когда о том же заявляет человек от науки на ученом форуме.
И вот уже некоторые «лидеры общественного мнения» в фейсбуке и на разных каналах сравнивают филологиню (феминитив) с вахтершей.
Простой народ тоже в комментариях не стесняется.
И даже родители иногда «прозревают», читая переписку своих детей в вайбере.
Я тоже переписываюсь со своими студентами и в группах в вайбере, и в гугл классе, и по электронной почте (у нас опять дистанционка). Получаю вот такие сообщения:
Разумеется, весь учебный материал на всех образовательных платформах я выкладываю исключительно на украинском языке. Все мои личные сообщения студентам тоже на украинском. Ну а они мне пишут на языке, на котором разговаривают и который условно можно назвать русским.
А это образчик настенной письменности.
Прямо напротив моего подъезда. Читают все жильцы каждое утро уже лет пять. Кому от этого хорошо? Государству?