Найти тему
Эхо войн ХХ века

Надежда и мощь СССР. Ракетный истребитель. "Березняк-Исаев Би".

Ракетные и реактивные истребители не были единственными разработками Германии, Великобритании и Соединенных Штатов во время Второй мировой войны (1939-1945 гг.), поскольку Советы проводили такую же работу и до войны. Кульминацией этих ранних усилий стала серия ракетных прототипов "Березняк-Исаев Би" и она была разработана для нужд советских ВВС в ракетном истребителе малой дальности.

Фото "Истребитель-перехватчик БИ".  Взято с ресурса: авиару.рф
Фото "Истребитель-перехватчик БИ". Взято с ресурса: авиару.рф

Его разработка была поспешно ускорена немецким вторжением в Советский Союз в июне 1941 года, чтобы открыть "Восточный фронт". Самолет впервые поднялся в воздух 15 мая 1942 года и был активно испытан в марте 1945 года на девяти завершенных образцах. Он служил жизненно важной частью процесса разработки будущих советских самолетов, наблюдавшихся в послевоенные годы.
Свое название и обозначение самолет получил от Инженерной пары Александра Яковлевича Березняка (1912-1974) и Алексея Михайловича Исаева (1908-1971). В июле 1940 года были заказаны работы по созданию скоростного самолета с ракетным или прямоточным двигателем. Двигательная установка развивалась медленно, но неуклонно, пока немецкое вторжение не ускорило ее ход. Проектной группе было дано всего 35 дней, чтобы придумать жизнеспособную платформу, и работа началась в июле 1941 года, рабочие вынуждены были жить на объекте разработки.

Рисунок: "Истребитель-перехватчик БИ".  Взято из открытого источника.
Рисунок: "Истребитель-перехватчик БИ". Взято из открытого источника.

Инженеры разработали обтекаемую форму самолета довольно компактных размеров и вооружили его предполагаемой батареей из 4 х 14,5 мм крупнокалиберных пулеметов. Его фюзеляж был обтекаемым и хорошо закругленным для аэродинамической эффективности. Кокпит был установлен в передней части миделя, а носовая часть покрыта заостренным носовым узлом. Ракетная двигательная установка должна была располагаться в кормовой части фюзеляжа, что приводило к приподнятому позвоночнику фюзеляжа. Поскольку в двигательной установке использовалось жидкое топливо, для аспирации двигателя не требовалось никакого воздухозаборника. Хвостовой руль выдвигался над и под кормовой частью фюзеляжа с обычным горизонтальным стабилизатором, установленным в середине. Этот хвостовой самолет также имел меньший набор вертикальных плоскостей на своих внешних концах. Грот-планеры были закреплены в виде прямых монопланов под и за кабиной пилота. Ходовая часть имела "хвостовое" расположение и убиралась под самолет.

Фото: "Истребитель-перехватчик БИ".  Взято из открытого источника.
Фото: "Истребитель-перехватчик БИ". Взято из открытого источника.

Прототипы самолетов были рождены на основе первоначальных планеров БИ-1 и БИ-2. Конструкция включала в себя как ткань, так и фанеру, а также металл, и первоначальное вооружение из 4-х пулеметов теперь уступило место 2-х 20-мм пушкам ШВАК для более мощного наступательного удара. В самолете под легким навесом сидел один-единственный член экипажа. В окончательном варианте самолет имел длину хода 6,4 метра с размахом крыльев 6,47 метра. Его высота (в состоянии покоя) составляла 2,11 м. Вес пустого самолета составлял 959 килограммов, а максимальный взлетный вес 1682 килограмма. Максимальная скорость с предполагаемым жидкостным ракетным двигателем Душкин Д-1А-1100 достигла максимума в 800 километров в час. Время было ограничено всего 15 минутами полета.

Ракетный самолет БИ с двигателем Д-1-А-1100. Взято с ресурса: авиару.рф
Ракетный самолет БИ с двигателем Д-1-А-1100. Взято с ресурса: авиару.рф

Поскольку прогресс в создании ракетного двигателя Душкина был медленным, прототип БИ-1 приступил к контролируемым планерным испытаниям, чтобы помочь доказать манёвренность планера и исправить некоторые из присущих ему недостатков. В течение октября 1941 года объект разработки был разобран из-за наступающих немцев и рабочие перебрались на Урал. Проведя еще несколько контролируемых испытаний на земле, самолет наконец поднялся в воздух 15 мая 1942 года. Затем Би-2 взял на себя весовую программу и произвел нескольких успешных полетов. 21 марта 1943 года прототип би-3 был уничтожен, убив своего пилота, во время полета на низком уровне с полным дросселем.

Фото: "Истребитель-перехватчик БИ".  Взято из открытого источника.
Фото: "Истребитель-перехватчик БИ". Взято из открытого источника.

Причиной крушения была названа "околозвуковая скорость", которая продемонстрировала аэродинамические ограничения конструкции планера как такового, отметив, что вскоре он окажется технологическим тупиком в рамках программы. Прототипы Би-5, Би-6, БИ-7, би-8 и Би-9 последовали в 1944 году, и окончательные формы были закончены рампами Меркулова ДМ-4, которые требовали буксировки планера в воздух перед запуском. Затем внимание переключилось на ракетный двигатель РД-1 Исаева, который совершил не более двух полетов. Всего было зафиксировано двенадцать полетов с участием прототипов Би.
К этому времени Би достигла своего технологического апогея, и никакие формы производства не сменили их. Советские ВВС мало интересовались скоростным истребителем со временем выносливости всего в 15 минут, и в тот момент война благоприятно развивалась в Германии. Тем не менее серия Би хорошо послужила влиянию на будущие советские ракетные и реактивные установки, которые еще предстояло создать. Затем программа БИ была завершена.

Модификации истребителей БИ. Взято из открытого источника.
Модификации истребителей БИ. Взято из открытого источника.

Ставьте ЛАЙК. Подписывайтесь на канал! Будет ещё много интересного.