Ракетные и реактивные истребители не были единственными разработками Германии, Великобритании и Соединенных Штатов во время Второй мировой войны (1939-1945 гг.), поскольку Советы проводили такую же работу и до войны. Кульминацией этих ранних усилий стала серия ракетных прототипов "Березняк-Исаев Би" и она была разработана для нужд советских ВВС в ракетном истребителе малой дальности.
Его разработка была поспешно ускорена немецким вторжением в Советский Союз в июне 1941 года, чтобы открыть "Восточный фронт". Самолет впервые поднялся в воздух 15 мая 1942 года и был активно испытан в марте 1945 года на девяти завершенных образцах. Он служил жизненно важной частью процесса разработки будущих советских самолетов, наблюдавшихся в послевоенные годы.
Свое название и обозначение самолет получил от Инженерной пары Александра Яковлевича Березняка (1912-1974) и Алексея Михайловича Исаева (1908-1971). В июле 1940 года были заказаны работы по созданию скоростного самолета с ракетным или прямоточным двигателем. Двигательная установка развивалась медленно, но неуклонно, пока немецкое вторжение не ускорило ее ход. Проектной группе было дано всего 35 дней, чтобы придумать жизнеспособную платформу, и работа началась в июле 1941 года, рабочие вынуждены были жить на объекте разработки.
Инженеры разработали обтекаемую форму самолета довольно компактных размеров и вооружили его предполагаемой батареей из 4 х 14,5 мм крупнокалиберных пулеметов. Его фюзеляж был обтекаемым и хорошо закругленным для аэродинамической эффективности. Кокпит был установлен в передней части миделя, а носовая часть покрыта заостренным носовым узлом. Ракетная двигательная установка должна была располагаться в кормовой части фюзеляжа, что приводило к приподнятому позвоночнику фюзеляжа. Поскольку в двигательной установке использовалось жидкое топливо, для аспирации двигателя не требовалось никакого воздухозаборника. Хвостовой руль выдвигался над и под кормовой частью фюзеляжа с обычным горизонтальным стабилизатором, установленным в середине. Этот хвостовой самолет также имел меньший набор вертикальных плоскостей на своих внешних концах. Грот-планеры были закреплены в виде прямых монопланов под и за кабиной пилота. Ходовая часть имела "хвостовое" расположение и убиралась под самолет.
Прототипы самолетов были рождены на основе первоначальных планеров БИ-1 и БИ-2. Конструкция включала в себя как ткань, так и фанеру, а также металл, и первоначальное вооружение из 4-х пулеметов теперь уступило место 2-х 20-мм пушкам ШВАК для более мощного наступательного удара. В самолете под легким навесом сидел один-единственный член экипажа. В окончательном варианте самолет имел длину хода 6,4 метра с размахом крыльев 6,47 метра. Его высота (в состоянии покоя) составляла 2,11 м. Вес пустого самолета составлял 959 килограммов, а максимальный взлетный вес 1682 килограмма. Максимальная скорость с предполагаемым жидкостным ракетным двигателем Душкин Д-1А-1100 достигла максимума в 800 километров в час. Время было ограничено всего 15 минутами полета.
Поскольку прогресс в создании ракетного двигателя Душкина был медленным, прототип БИ-1 приступил к контролируемым планерным испытаниям, чтобы помочь доказать манёвренность планера и исправить некоторые из присущих ему недостатков. В течение октября 1941 года объект разработки был разобран из-за наступающих немцев и рабочие перебрались на Урал. Проведя еще несколько контролируемых испытаний на земле, самолет наконец поднялся в воздух 15 мая 1942 года. Затем Би-2 взял на себя весовую программу и произвел нескольких успешных полетов. 21 марта 1943 года прототип би-3 был уничтожен, убив своего пилота, во время полета на низком уровне с полным дросселем.
Причиной крушения была названа "околозвуковая скорость", которая продемонстрировала аэродинамические ограничения конструкции планера как такового, отметив, что вскоре он окажется технологическим тупиком в рамках программы. Прототипы Би-5, Би-6, БИ-7, би-8 и Би-9 последовали в 1944 году, и окончательные формы были закончены рампами Меркулова ДМ-4, которые требовали буксировки планера в воздух перед запуском. Затем внимание переключилось на ракетный двигатель РД-1 Исаева, который совершил не более двух полетов. Всего было зафиксировано двенадцать полетов с участием прототипов Би.
К этому времени Би достигла своего технологического апогея, и никакие формы производства не сменили их. Советские ВВС мало интересовались скоростным истребителем со временем выносливости всего в 15 минут, и в тот момент война благоприятно развивалась в Германии. Тем не менее серия Би хорошо послужила влиянию на будущие советские ракетные и реактивные установки, которые еще предстояло создать. Затем программа БИ была завершена.
Ставьте ЛАЙК. Подписывайтесь на канал! Будет ещё много интересного.