Всем зашедшим - привет! продолжаем наш разговор про исчезнувшие российские авиакомпании, и сегодня статья "по просьбе из зала", которую я, правда, и сам собирался написать достаточно давно) Итак, сегодняшний герой - авиакомпания Московия.
В 1995 году на базе ЛИИ им. Громова была создана авиакомпания, названная Громов-Эир. Вообще, ФГУП "Летно-испытательный институт им М.М. Громова" (г. Жуковский, Московская область) получил сертификат эксплуатанта еще 30 августа 1994 г, и уже 10 октября 1995 года зарегистрировал собственную авиакомпанию, которая изначальна специализировалась на грузовых перевозках, осуществлявшихся самолетами, принадлежавшими ЛИИ - Ан-24 и Ил-76. Позже грузовой флот авиакомпании пополнили самолеты Ан-12, получившие интересную и, на мой взгляд, красивую ливрею. Авиакомпания специализировалась не только на обычных перевозках грузов, но и имела сертификаты на работу с особо опасными грузами.
Пассажирские рейсы авиакомпания начала выполнять в 2000 году на самолетах Ту-134 и Ту-154. Однако, это в основном были чартерные перевозки, а первый регулярный рейс авиакомпании открылся только в 2007 году - из Домодедово самолеты летали на один из популярнейших курортов в Черногории - в Тиват. В 2006 году название Громов-Эир ушло в историю, и авиакомпания получила название Московия. До 2009 года авиакомпания эксплуатировала только отечественные самолеты (Ту-154, Ту-134, Ан-12, Як-40, Ан-24), однако после, несмотря на финансовый кризис и снижение объемов перевозок, после этого, несмотря на финансовый кризис и падение уровня перевозок, "Московия" взяла в лизинг самолеты Boeing 737.
В 2004 году Московия получила национальную премию "Крылья России-2004" и призналась лучшей авиакомпанией года. Отдельно стоит отметить стратегическую важность авиакомпании - экипажи Московии имели лицензию ФСБ на работу со сведениями, составляющими государственную тайну. До некоторого момента пассажирские рейсы авиакомпании были исключительно чартерными. Однако, в 2007 году появились первые регулярные рейсы - из базового аэропорта (Домодедово) начали выполняться регулярные полеты на один из популярнейших курортов Черногории - в Тиват.
Флот авиакомпании, хоть и был разбавлен Боингами 737, состоял в основном из отечественных самолетов. В 2013 году авиакомпания освоила новый для себя тип - на смену Ту-134, списанным до 2007 года, пришли Суперджеты. Интересно, что один из них - RA-89021 - даже успел полетать в мокром лизинге у Royal Air Maroc. В 2009 году обсуждалась возможность взять в лизинг два самолета Boeing 767-300 - машины с салоном на 242 места планировали эксплуатировать на рейсах из Москвы в страны Средней Азии (в основном, Узбекистан) и на летних чартерных программах. Они должны были поступить в компанию 1 и 15 марта 2009-ого года, но из-за финансовых проблем широкофюзеляжные авиалайнеры во флоте авиакомпании так и не появились.
Во флоте авиакомпании были 3 самолета Боинг 737-700 и -800. В конце 2010 года Московия планировала принять еще один (четвертый) 73H. На самолет, ранее принадлежавший авиакомпании Transavia, были нанесены логотипы авиакомпании и бермудская регистрация VQ-BJY. Однако в последний момент по разным операционным причинам поставка самолета сорвалась.
Первые проблемы и задолженности перед ФЛК (Финансовой лизинговой компанией) у Московии начались в 2010 году. В 2010 г. и 2013 г. в отношении "Московии" Арбитражными судами Московской области и Московского округа на несколько месяцев вводилась процедура наблюдения. Интересно, что и сама авиакомпания, и её кредиторы несколько раз подавали ходатайства о банкротстве, однако суд оставлял их без рассмотрения. Из-за проблем с финансово-экономическими показателями Росавиация объявила о приостановке действия сертификата эксплуатанта "Московии", но еще до вступления постановления в силу, 22 июля 2011 года, решение об отзыве сертификата было отменено - авиакомпания смогла устранить выявленные недочеты.
К 2014 году авиакомпания обладала достаточно большой маршрутной сетью - из Домодедово самолеты летали в Тиват, Астрахань и ряд городов Узбекистана; региональный хаб был и в Астрахани, откуда можно было улететь в Санкт-Петербург, Тиват, Анталию и Сочи. Самолеты Московии так же летали в Анталию из Калининграда и Ростова-на-Дону. Но вместе с тем, Московия была самой непунктуальной авиакомпанией России - по данным Росавиации, в июне 2014 года с задержкой вылетели 22,58% рейсов "Московии" (49 из 217 выполненных), причем 12 из задержанных рейсов опоздали с вылетом более чем на 6 часов.
Вообще, опоздания рейсов Московии были регулярными - например, в 2011 году авиакомпания тоже засветилась в топе по задержке рейсов - при этом задержаны были 17% рейсов (даже у Вим-авиа этот показатель был ниже - 15%). Начиная с 1 сентября 2014 года у авиакомпании было отозвано право выполнять регулярные рейсы - финансовое положение ухудшалось, время задержек росло и росло. 29 июля того же года продажа билетов на рейсы авиакомпании была остановлена. В результате, один за другим, различные аэропорты изъявили нежелание обслуживать самолеты Московии и поставлять для них топливо.
Пытаясь решить глобальные проблемы, авиакомпания тратила все деньги на оплату служб аэропортов, и не выплачивала зарплаты сотрудникам. Задолженность авиакомпании перед персоналом составили огромную сумму - 42 миллиона рублей. Сказалось и то, что после вывода из эксплуатации самолетов Ту-154 во флоте авиакомпании осталось меньше 8 самолетов - а для авиакомпании, выполняющей регулярные рейсы, количество самолетов должно быть больше.
Все мои рассказы про Российские авиакомпании можно найти здесь:Ангара; Аврора; Полет; Атлант-Союз;Трансаэро;Саратовские Авиалинии; Вим-Авиа;КавМинВоды;Sky Express;Внуковские Авиалинии;Мавиал;ОмскАвиа;Пулково; Red Wings; АЛК;Алроса;КрасЭир;Orenair;Nordwind; Дальавиа; Байкал; БАЛ; Татарстан;Якутия; Томск-Авиа; Интеравиа; Московия
Комплекс проблем вынудил руководство Московии подать заявление в Росавиацию о прекращении деятельности авиакомпании в связи с финансовыми трудностями и невозможностью дальнейшей деятельности по авиаперевозкам грузов и пассажиров. В силу данное заявление вступило 29 августа 2014 года, и 29 августа 2014 года авиакомпания закончила свое существование. Конечно, печально - авиакомпания, которая в 2010-х и была не самой лучшей и не претендовала на какой-то высокий уровень, все же была очень интересной. Чего стоит только одна ливрея - расписанные под Гжель самолеты смотрелись очень красиво...