Найти в Дзене
Анна Дыяк об этикете

Детский этикет. Дети и деньги.

Вопрос к родителям, у которых есть или были маленькие дети. Случалась ли у Вас ситуация, когда обнаруживалось - Ваш ребенок постоянно подкармливает кого-то из приятелей, без взаимности? Или тот занимает у Вашего небольшую сумму, но всегда "забывает" отдавать? И так из раза в раз.

Я с таким столкнулась несколько лет назад с младшим сыном. Однажды он пожаловался, что его приятель, нормальный такой мальчишка, незаметно поступил на содержание к моему сыну и другому мальчику. Изо дня в день он угощался конфетками, плюшками и понемногу занимал небольшие суммы у обоих (купите мне жвачку - отдам, купите мне шоколадку - отдам).

Сын меня спросил: "Мама, что мне делать? Поговори с его мамой, мы насчитали - он нам должен по 500 рублей, пусть он нам вернет!".

В первые минуты я опешила. Знаю того мальчика - отличный парень, ну, да, пронырливый, но нормальный ребенок. Хорошие родители. Их в последнюю очередь заподозришь, что они науськивают сына на такое.

Таким образом у нас возник серьезный повод, чтобы поговорить о вопросах собственности и финансовой грамотности.

Первое, что объяснила своему ребенку - если он с другом покупал шоколадки и сладости, веря на слово - что ему возместят затраты - денежным займом это считать нельзя. Объяснила сыну, что, одалживая деньги, надо брать расписку, в которой имеется имя, сумма и срок возврата. Тогда факт займа легко доказать. В противном случае собирать доказательства сложно - нужны свидетели, нервотрепка, судебные издержки т .п. В общем, сошлись на том, что пацаны таким не очень дорогим способом получили азы финансовой грамотности.

В переговорах о возврате 500 рублей долга участвовать отказалась. Во-первых, лично у меня возникли сомнения в корректности подсчетов моих товарищей, я заподозрила, что суммы были преувеличены. Во-вторых, сказала сыну, что если они не сделали выводов на первой сотне-другой, сами - лохопеты) - впредь будете умнее.

В общем, мой отпрыск с приятелем понесли небольшой ущерб, но стали умнее. Дружба с тем мальчиком постепенно сошла на нет. Не знаю, насколько серьезна повлияла эта история на развитие дружбы - тогда они с финансовыми претензиями сами разобрались. Я туда не лезу, считаю, что дети сами должны учиться дружить и разбираться в людях.

Мы обговорили, что делиться с другом - это большое удовольствие, и это совершенно нормально. Но не в том случае, когда тебя просто используют.

Урок, который я извлекла из данного инцидента с точки зрения обучения детей правилам финансовой грамотности:

  1. Запретите детям младшего возраста без Вашего ведома занимать деньги у других детей. Объясните, что Вы не несете ответственности по тем обязательствам, на которые не давали согласия. Если что - отдавать будет из карманных денег.
  2. Объясните ребенку, что долги нужно отдавать всегда. Во взрослой жизни не отдать долг - преступление. Пусть ребенок не боится признаться, что попросил друга купить ему шоколадку с обещанием возвратить долг. Да, пункты 1 и 2 противоречат другу, знаю. Но дети - есть дети.
  3. Учите детей правильно одалживать (давать) деньги другим детям. Объясните, что, когда он одалживает другу деньги (например, покупает чипсы в ответ на просьбу «купи мне чипсы тоже, я потом отдам), он должен быть морально готов расстаться с этой суммой навсегда или пойти на конфликт. Объясните, что у взрослых займ оформляется документами (расписками, договорами и т.п.) и только их наличие дает право требовать возврат суммы. Научите ребенка отказывать тем детям, которые берут в долг и не отдают. Одалживать деньги на доверии можно только в том случае, если ты уверен в порядочности и щепетильности другого человека.
  4. Если ребенка кто-то из друзей часто угощает конфетами, печеньем и т.п., нужно обязательно ответить тем же. Не нужно быть мелочными и считать - конфетка за конфетку. Но некоторый паритет интересов нужно соблюдать.
  5. Научите ребенка вежливо отказывать, если у него возникло ощущение, что его используют как источник материальных благ. Разъясните, что дружба основывается не на этом, а на взаимных интересах. Всегда лучше избавиться от того, кто на тебе паразитирует и найти человека, близкого по духу.

Объяснять все эти вещи детям стоит как можно раньше. Пожалуй, в старшей группе садика уже можно начинать учить делиться сладостями. В начальной школе, когда у ребенка появляются карманные деньги, следует объяснить как одалживать и занимать деньги.