Известно, что в древности музыка была неотъемлемой частью ритуала. Поэтому к выбору материала для изготовления музыкальных инструментов наши предки относились особо тщательно. Определиться с материалом помогала как гроза, так и страдание живого существа.
Древние мастера верили, что не просто лучше, а завораживающе звучит инструмент, у которого есть душа. Душу искали, например, в дереве, выросшем на могиле ребенка, в громовом дереве, дереве на муравейнике. Сакральными свойствами наделялись инструменты, изготовленные из человеческих жил и костей, подтверждение чего можно найти во многих славянских легендах и сказках.
Параллельно со священными свойствами древние мастера работали над усовершенствованием звучания, экспериментируя с чисто физическими характеристиками разных материалов. И такие эксперименты часто выглядели не более гуманными, чем жертвоприношения в поисках сакрального звука. Так, первые струны древних гудков, гуслей и скрипок изготовлялись из овечьих кишок, специально обработанных, скрученных и высушенных. Интересно, что шелковые струны пришли на смену жилам только в конце XVIII века. Дальше был металл и синтетика. А в XXI веке японский ученый додумался натянуть на скрипку струны из паутины, придающие инструменту мягкого приятного звучания.
Если многие металлические духовые инструменты, являющиеся потомками горна, обязаны своим происхождением рогам, то все виды волынок до сих пор изготовляют из шкур животных. К счастью, современные мастера уже не верят, что шкура, содранная из живого козленка, будет звучать так громко, как кричало животное.
Такая же цена кожаных ударных инструментов. В разных уголках Украины свадьба считалась неудавшейся, если струны, барабаны и баяны музык не рвались. Вот и приходилось сельским музыкантам после каждого хорошего застолья отлавливать новую собаку на барабан. Более устойчивые пластиковые мембраны для ударных были изобретены только в 50-х годах прошлого века.
Очень интересно и, наверно, наиболее милосердно в контексте всего выше сказанного выглядит использование в изготовлении музыкальных инструментов животных волос. К примеру, довольно своеобразно звучит украинский народный инструмент под названием бугай. Глухой низкий звук из этого инструмента добывают, подергивая за пучок конских волос, смоченных квасом. Не менее интересны язычки для клавесинов и даже свирели из птичьих перьев, наделяющие звук легкостью воздуха.
Преданий о потустороннем происхождении, магических свойствах музыкальных инструментов и обычаев, связанных с их изготовлением и использованием просто не счесть. Конечно, большинство из них для современного человека не более, чем сказки. Музыка уже не требует столько жертв, как в прошлом, но завораживает нас, как язычников.
Еще больше интересных статей читайте в блоге Музточки.