Найти в Дзене

Лагонакский хребет зимой (Часть 1)

Эта история произошла в середине февраля 2012 года. Мы с приятелем в те времена активно изучали разные уголки Лагонакского нагорья. Обошли почти весь хребет Азиш-Тау, побывали на хребте Нагой-Чук, поднялись на вершины Фишт и Оштен, много лазили в окрестностях Гуамки и Мезмая. Настало время посетить альпийские луга Лагонакского хребта. Вершины Матук, Житная, Буква достигают почти 2000 метров высоты. Там располагаются отличные панорамные точки со зрелищными видами. В те годы под горой Житной стоял добротный балаган, где могло разместиться несколько человек. Он не был отмечен на картах, в интернете не было координат (только фото), но нам очень хотелось его найти и заночевать там. Итак, мы приготовились к первому в жизни серьёзному зимнему походу. До этого в зимнее время осуществлялись только короткие однодневные вылазки не небольшие высоты.

14 февраля в середине дня мы приехали в Гуамку.

Днем в Гуамке
Днем в Гуамке

Было достаточно холодно, кругом лежал снег. Зимой темнеет рано, до наступления темноты оставалось не больше четырёх часов. Из описаний, существующих на тот момент в интернете, мы ещё дома вычитали, что на горе Буква (ближайшая к Гуамке вершина с альпийскими лугами) есть балаган. Было решено идти быстро, чтобы добраться до домика ещё засветло. Выйдя из посёлка, мы стали подниматься по лесной заснеженной дороге, взбирающейся на длинный отрог Лагонакского хребта, разделяющий Сухую балку и реку Матузка. В самом начале пути за нами увязался некий странствующий шаман с бубном. Он был без рюкзака. Такие персонажи часто посещают местные посёлки, так как они широко разрекламированы на сайтах и пабликах, посвящённых всякой эзотерике, мистике и прочей чуши. Быстро поднимаясь по извилистой дороге, скоро мы увидели развилку на каньон Матузки. Дальше справа показался скальник с восхитительным замёрзшим водопадом, пересыхающим в летнее время.

У замерзшего водопада
У замерзшего водопада

Далее дорога стала петлями круто забирать вверх. Глубина снега там стала заметно больше. Наконец, шаман не выдержал и отказался от дальнейшей прогулки, пошёл вниз. Мы же продолжали подниматься вверх, наслаждаясь красотой зимнего леса. Тишину нарушал только хруст снега под ногами - один из самых приятных звуков в мире. Стояла хорошая погода, светило солнце. По этой причине мы оба шли в тёмных очках, чтобы не болели глаза. Через полчаса крутизна подъёма уменьшилась, дорога стала плавно подниматься по ровной линии в южную сторону. На шестом километре пути встретилась очередная развилка.

Развилка
Развилка

Вправо уходила накатанная дорога на Лысый Камень. У развилки стояла лавочка, на которой мы немного отдохнули и съели по мандарину.

Лавка с "накрытым" столом
Лавка с "накрытым" столом

Затем продолжили идти. На снегу замечали множество звериных следов, среди которых были довольно крупные.

-5

Но особенно выделялся след снегохода. Несмотря на увеличивающуюся с высотой глубину снега, мы могли без особых трудностей идти по уже готовым следам транспортного средства, чуть шире расставляя ноги. Так, скоро мы преодолели отметку в 1000 метров, набрав от Гуамки свыше 500 метров. На следующем участке идти было совсем просто. Подъёма не было вообще, дорога траверсировала склон горы Матазык, огибая долину одного из истоков Сухой балки.

-6

Альпийские луга уже казались совсем близкими. Оставалось только подняться к ним по отрогу. Тут впереди показалась большая поляна с памятником в виде штыка "стоянка отряда Гастелло в 1942 году".

Памятник в урочише Штык
Памятник в урочише Штык

Ещё через 500 метров мы подошли к главной развилке на этом маршруте.

Главная развилка
Главная развилка

Основная дорога продолжает огибать верховья Сухой балки, а правое ответвление уходит к луговым вершинам. Здесь мы ненадолго остановились.

У начала подъёма
У начала подъёма
Оттуда мы пришли
Оттуда мы пришли

До горы Буква осталось не больше трех километров, а до заката чуть больше часа. Можно было вполне успеть.

Подъем показался непростым уже с самого начала. Понятно дело, что из-за глубины снега. Следы снегохода уже не помогали. Достаточно рыхлый снег, выпавший перед нашим приездом, был бы помехой даже для снегоступов, поэтому мы нисколько не пожалели из-за их отсутствия.

-11

Подъем становился все круче. Мы старались двигаться не очень быстро, но в одинаковом темпе и без остановок. Такая тактика помогает не сильно уставать. Периодически менялись друг с другом в процессе изготовления следов. Иногда замечали заячьи натоптыши, пересекающие дорогу.

Заяц пробегал
Заяц пробегал

На высоте 1200 метров все чаще стали встречаться хвойные деревья, особенно массивные пихты Нордмана. На одном из деревьев заметили знак "руна Инг". Видимо, тут прошли поклонники викингов.

Знак викингов
Знак викингов

На высоте около 1400 метров встретилась следующая развилка.

Последняя развилка в лесу
Последняя развилка в лесу

Основная дорога уходила влево. Правое же ответвление взбиралось по склону под таким углом, что мы решили туда не соваться. Но стоило нам продолжить идти по основному пути, так сразу провалились в снег едва ли не по грудь. Да, на пологих участках и в лесных балках скапливается больше всего снега. Иное дело - крутые склоны, особенно на самом верху! Там свою работу отлично выполняет ветер, и верхние участки некоторых гребней даже в разгар зимы часто бывают сухими. Подъем оказался настолько крутой, что лицо едва ли не упиралось в сугробы. Зато получалось неплохо делать ступени. У самого выхода из леса нам попалось разбитое грозой дерево.

Разбитое грозой дерево
Разбитое грозой дерево

Дальше начался кустарнико-луговой пояс.

Крутой подъем
Крутой подъем

Там мы уже взбирались совсем медленно из-за скопившейся усталости. Но нужно было взять себя в руки.

Выход на альпику
Выход на альпику

За двадцать минут до заката, наконец, оказались на гребне Лагонакского хребта между вершинами Разрытая (1514 м) и Буква (1706 м).

На фоне горы Разрытая
На фоне горы Разрытая

Только на самой макушке гребня было мало снега (сантиметров 30), чуть в стороне можно было провалиться по пояс.

В глубоком снегу
В глубоком снегу

Пробираясь среди кустов и небольших деревьев, мы уже могли видеть впереди альпийскую трапецевидную вершину горы Буква.

Гора Буква
Гора Буква
Лагонакский хребет
Лагонакский хребет

Выйдя на луговую часть, вдруг я ощутил настолько мощный порыв ветра, что едва не упал. С меня слетели солнцезащитные очки, и я нечаянно на них наступил. Уже начинало темнеть, поэтому глаза не резало, поэтому продолжал идти.

Подъем на Букву
Подъем на Букву

Несмотря на широкий обзор, нигде не было видно балагана. Мы обыскали все в этой снежной ветреной пустыне, но ничего не нашли. Позже, уже дома, я написал автору статьи, в которой упоминался балаган. Он извинился и сказал, что это была ошибка в тексте, а балагана там никогда не было. Удивительно, но буквально через несколько месяцев на горе Буква начали строить пастуший кош, который там стоит до сих пор.

И все же, нужно было устраиваться где-то на ночёвку. Стараясь особо не нервничать, мы ходили по заснеженной вершине и искали удобное место. Оно было вскоре найдено на противоположном склоне горы под скальным козырьком. Уже в темноте за десять минут мы вырыли в снегу небольшую "пещеру", постелили туда пенки, легли на них, затем залезли в спальники и накрылись плёнкой.

Ночью было холодно, температура опускалась до минус 16. Когда мне в 2 часа захотелось в туалет, пришлось испытать большой дискомфорт, на несколько секунд покидая тёплый спальник и ощущая лютый мороз. Оглядевшись вокруг, я заметил далеко внизу на километровой глубине огни водозабора Серебрячка, а напротив нашей "пещеры" большую гору с крутыми склонами.

Ночью
Ночью

Но торчать на таком морозе - не слишком хорошая идея, поэтому как можно скорее решил вернуться в спальный мешок.

Так закончился первый походный день.

#Лагонакский хребет #житная #гуамка #мезмай #зима #лагонаки