Найти в Дзене
MARIA KRANK

Стиль в фильме "Матрица"

Научно-фантастический боевик «Матрица» братьев Вачовски вышел на экраны в 1999 году и своим появлением перевернул представление о съемках боевика, отличаясь глубокой идеей, новыми приемами съемок, динамикой и необычным стилем, соединившим в себе нуар и стилизацию под компьютерную игру. Фильм "Матрица" положил начало трилогии, а также комиксам, компьютерным играм и аниме по узнаваемому сюжету. СЮЖЕТ Фильм о будущем, в котором реальность, существующая для большинства людей, есть лишь иллюзия, созданная разумными роботами, чтобы подчинить себе человечество и используют тепло и активность человеческих тел в качестве источника энергии для машин. Узнав об этом, хакер по кличке Нео (в исполнении Киану Ривза) оказывается втянут в борьбу против машин, в которую также вовлечены другие персонажи фильма, освободившиеся из «мира снов». 3 основные идеи фильма: 1) Платоновская пещера — мир не то, чем кажется. —…Ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещённости и непросвещённост

Научно-фантастический боевик «Матрица» братьев Вачовски вышел на экраны в 1999 году и своим появлением перевернул представление о съемках боевика, отличаясь глубокой идеей, новыми приемами съемок, динамикой и необычным стилем, соединившим в себе нуар и стилизацию под компьютерную игру. Фильм "Матрица" положил начало трилогии, а также комиксам, компьютерным играм и аниме по узнаваемому сюжету.

Афиша к фильму "Матрица" источник: BEHANCE, автор: Andoni Santiago
Афиша к фильму "Матрица" источник: BEHANCE, автор: Andoni Santiago

СЮЖЕТ

Фильм о будущем, в котором реальность, существующая для большинства людей, есть лишь иллюзия, созданная разумными роботами, чтобы подчинить себе человечество и используют тепло и активность человеческих тел в качестве источника энергии для машин. Узнав об этом, хакер по кличке Нео (в исполнении Киану Ривза) оказывается втянут в борьбу против машин, в которую также вовлечены другие персонажи фильма, освободившиеся из «мира снов».

Кадр из фильма "Матрица", 1999
Кадр из фильма "Матрица", 1999

3 основные идеи фильма:

1) Платоновская пещера — мир не то, чем кажется.

—…Ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещённости и непросвещённости вот какому состоянию… Представь, что люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю её длину тянется широкий просвет. С малых лет у них на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнём и узниками проходит верхняя дорога, ограждённая, представь, невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол – так описывает свою идею Платон в 7 книге диалога «Государство».

2) избранный тот, кого любят

По сюжету фильма главный герой НЕО обретает силу и бессмертие, благодаря любви Тринити.

3) опасность умных машин для человека

С каждым новым технологическим открытием роботы становятся умнее и начинают управлять нашим сознанием пока в мелочах, но кто знает, к чему это приведет в будущем.

-3

В картине впервые был применен эффект, названный bullet time («время пули»). Bullet time — практически полная «остановка» времени в кадре в определённый момент, в то время как камера продолжает двигаться.

КОД МАТРИЦЫ

«Код Матрицы» можно увидеть в самом начале фильма он изображается бегущими по черному экрану зелёными символами. Эти символы – череда зеркально отображённых букв латиницы, цифр и слогов японского алфавита — катаканы.

Художник-постановщик «Матрицы» Саймон Уайтли рассказал, что в зелёном коде из японских иероглифов и цифр был зашифрован рецепт суши. По его словам, его он позаимствовал из поваренной книги своей жены-японки.

ВИЗУАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ФИЛЬМА

«Матрица» стала вторым фильмом в портфолио австралийской художницы по костюмам Ким Барретт. Первым был проект База Лурмана «Ромео и Джульетта», где она одевала молодых и прекрасных Леонардо Ди Каприо и Клэр Дэйнс.

для основного цвета в реальном мире выбран холодный синий цвет
для основного цвета в реальном мире выбран холодный синий цвет

Работа над картиной началась для Барретт с поиска цветового решения. Вместе с художником-постановщиком Оуэном Патерсоном она придумала цветовую концепцию фильма: в мире Матрицы преобладает неоновый зеленый цвет, а для основного цвета в реальном — выбран холодный синий. Благодаря такому решению зритель может мгновенно считывать в каком из миров происходят события — реальном или виртуальном.

Для большей достоверности все белые и серые ткани костюмов и декорации, окрашивались в ванной с легким зеленым красителем. Поэтому даже белые рубашки на агентах Матрицы имели едва заметный зеленый оттенок.

в мире Матрицы преобладают неоновые зеленые оттенки
в мире Матрицы преобладают неоновые зеленые оттенки

Так как бюджет картины был небольшим, Ким пришлось искать для костюмов максимально дешевые материалы: так, куртка, брюки и топ Тринити сделаны из плотного или эластичного ПВХ.

«Кожаный плащ» Нео — один из главных модных маркеров фильма — на самом деле сделан из дешевой шерстяной пальтовой ткани, которую Ким Барретт приобрела в Нью-Йорке по цене три доллара за метр. Кроме небольшой себестоимости, у шерсти было важное преимущество: сшитый из нее плащ лучше развевался в сценах драк и погонь.

Барретт вместе с командой изготовила многочисленные версии одних и тех же костюмов, чтобы использовать их для разных задач в разных сценах. Для одного и того же костюма могло применяться до трех видов ткани. Костюмы-дубли, сделанные из стрейчевых тканей, давали актерам большую свободу движения в динамичных сценах, а костюмы из более плотных и дорогих тканей идеально подходили для крупных планов.

-8

Еще одним запоминающимся элементом в костюмах героев «Матрицы» является темные зеркальные очки характерной вытянутой формы. Очки были разработаны специально для каждого персонажа. Любопытно, что вскоре после начала съемок оператор-постановщик Билл Поуп обнаружил, что зеркальные очки актеров отражают всю съемочную группу.

Кадр из фильма "Матрица", 1999
Кадр из фильма "Матрица", 1999

«Нам приходилось одеваться во все белое, чтобы не отражаться в очках. Или, наоборот, во все черное, когда действие происходило в темном помещении».

Кадр из фильма "Матрица", 1999
Кадр из фильма "Матрица", 1999

«Матрица» создала свой самобытный визуальный стиль, основанный на системе комикса. Концептуальное цветовое решение, черный латекс, «драный» трикотаж, зеркальные очки, графичные силуэты – все это помогает зрителю полностью погрузиться в атмосферу фильма.

-11

Запоминающийся стиль и не теряющая актуальность идея фильма сделали его культовым, а образы главных персонажей повлияли в дальнейшем как на фэшн-дизайнеров, так и на уличную моду начала нулевых.

Кадр из фильма "Матрица"
Кадр из фильма "Матрица"

В год выхода фильма на большие экраны, Джон Гальяно сделал для Dior коллекцию c черными кожаными плащами, лакированными ботфортами и трикотажными топами — такими же как у Тринити и Нео.

Позже, аналогичная стилистика была замечена в коллекциях Versace, Alexander McQueen, Alexander Wang, Balenciaga, Vetements, Bottega Veneta и многих других.

Вам также может быть интересно: