Научно-фантастический боевик «Матрица» братьев Вачовски вышел на экраны в 1999 году и своим появлением перевернул представление о съемках боевика, отличаясь глубокой идеей, новыми приемами съемок, динамикой и необычным стилем, соединившим в себе нуар и стилизацию под компьютерную игру. Фильм "Матрица" положил начало трилогии, а также комиксам, компьютерным играм и аниме по узнаваемому сюжету.
СЮЖЕТ
Фильм о будущем, в котором реальность, существующая для большинства людей, есть лишь иллюзия, созданная разумными роботами, чтобы подчинить себе человечество и используют тепло и активность человеческих тел в качестве источника энергии для машин. Узнав об этом, хакер по кличке Нео (в исполнении Киану Ривза) оказывается втянут в борьбу против машин, в которую также вовлечены другие персонажи фильма, освободившиеся из «мира снов».
3 основные идеи фильма:
1) Платоновская пещера — мир не то, чем кажется.
—…Ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещённости и непросвещённости вот какому состоянию… Представь, что люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю её длину тянется широкий просвет. С малых лет у них на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнём и узниками проходит верхняя дорога, ограждённая, представь, невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол – так описывает свою идею Платон в 7 книге диалога «Государство».
2) избранный тот, кого любят
По сюжету фильма главный герой НЕО обретает силу и бессмертие, благодаря любви Тринити.
3) опасность умных машин для человека
С каждым новым технологическим открытием роботы становятся умнее и начинают управлять нашим сознанием пока в мелочах, но кто знает, к чему это приведет в будущем.
✔ В картине впервые был применен эффект, названный bullet time («время пули»). Bullet time — практически полная «остановка» времени в кадре в определённый момент, в то время как камера продолжает двигаться.
КОД МАТРИЦЫ
«Код Матрицы» можно увидеть в самом начале фильма он изображается бегущими по черному экрану зелёными символами. Эти символы – череда зеркально отображённых букв латиницы, цифр и слогов японского алфавита — катаканы.
Художник-постановщик «Матрицы» Саймон Уайтли рассказал, что в зелёном коде из японских иероглифов и цифр был зашифрован рецепт суши. По его словам, его он позаимствовал из поваренной книги своей жены-японки.
ВИЗУАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ФИЛЬМА
«Матрица» стала вторым фильмом в портфолио австралийской художницы по костюмам Ким Барретт. Первым был проект База Лурмана «Ромео и Джульетта», где она одевала молодых и прекрасных Леонардо Ди Каприо и Клэр Дэйнс.
Работа над картиной началась для Барретт с поиска цветового решения. Вместе с художником-постановщиком Оуэном Патерсоном она придумала цветовую концепцию фильма: в мире Матрицы преобладает неоновый зеленый цвет, а для основного цвета в реальном — выбран холодный синий. Благодаря такому решению зритель может мгновенно считывать в каком из миров происходят события — реальном или виртуальном.
Для большей достоверности все белые и серые ткани костюмов и декорации, окрашивались в ванной с легким зеленым красителем. Поэтому даже белые рубашки на агентах Матрицы имели едва заметный зеленый оттенок.
Так как бюджет картины был небольшим, Ким пришлось искать для костюмов максимально дешевые материалы: так, куртка, брюки и топ Тринити сделаны из плотного или эластичного ПВХ.
«Кожаный плащ» Нео — один из главных модных маркеров фильма — на самом деле сделан из дешевой шерстяной пальтовой ткани, которую Ким Барретт приобрела в Нью-Йорке по цене три доллара за метр. Кроме небольшой себестоимости, у шерсти было важное преимущество: сшитый из нее плащ лучше развевался в сценах драк и погонь.
Барретт вместе с командой изготовила многочисленные версии одних и тех же костюмов, чтобы использовать их для разных задач в разных сценах. Для одного и того же костюма могло применяться до трех видов ткани. Костюмы-дубли, сделанные из стрейчевых тканей, давали актерам большую свободу движения в динамичных сценах, а костюмы из более плотных и дорогих тканей идеально подходили для крупных планов.
Еще одним запоминающимся элементом в костюмах героев «Матрицы» является темные зеркальные очки характерной вытянутой формы. Очки были разработаны специально для каждого персонажа. Любопытно, что вскоре после начала съемок оператор-постановщик Билл Поуп обнаружил, что зеркальные очки актеров отражают всю съемочную группу.
«Нам приходилось одеваться во все белое, чтобы не отражаться в очках. Или, наоборот, во все черное, когда действие происходило в темном помещении».
«Матрица» создала свой самобытный визуальный стиль, основанный на системе комикса. Концептуальное цветовое решение, черный латекс, «драный» трикотаж, зеркальные очки, графичные силуэты – все это помогает зрителю полностью погрузиться в атмосферу фильма.
Запоминающийся стиль и не теряющая актуальность идея фильма сделали его культовым, а образы главных персонажей повлияли в дальнейшем как на фэшн-дизайнеров, так и на уличную моду начала нулевых.
В год выхода фильма на большие экраны, Джон Гальяно сделал для Dior коллекцию c черными кожаными плащами, лакированными ботфортами и трикотажными топами — такими же как у Тринити и Нео.
Позже, аналогичная стилистика была замечена в коллекциях Versace, Alexander McQueen, Alexander Wang, Balenciaga, Vetements, Bottega Veneta и многих других.
Вам также может быть интересно:
- ИСКУССТВО ПРЕДВИДЕТЬ: кто такие трендсеттеры