Найти тему
Штурман

Камчатка: Заброска в Рай

Природа доверилась нам и позволила наблюдать за одним из своих воплощений

27.07.2006

28.07.2006

Днёвка - Ходуткинские гор. ист.

Утром переменная облачность, но к обеду прояснилось.
Загораем, купаемся, снова загораем, снова купаемся, играем в бадминтон.

Такой великолепный загар нам не удавалось приобрести ещё не в одном походе, и ни в одном из них не было возможности столько купаться, как сейчас!

Ходуткинсие горячие источники
Ходуткинсие горячие источники

В обед на пикник прилетел вертолёт с военными. После себя они оставили свежие помидоры, колбасу, консервы. Вместе с Виктором Петровичем посидели, по пиршествовали. Ужин готовить не стали.

К вечеру западным ветром небо затянуло серой массой облаков. Подул порывистый прохладный ветер.

29.07.2006

Проснулись около 10 часов. Светит солнце, на небе ни единого облачка. После завтрака идём на реку восполнить запасы питьевой воды. По дороге нашли два белых гриба. В обед прилетел вертолёт с группой туристов-экскурсантов. От гида этой группы мы узнали, что они забросили пять человек на Ксудач, так что, в этом вертолёте были свободные места, и теоретически мы бы могли на него подсесть. Но мы решили лететь с попутным вертолётом завтра.

В раздевалке нашли способ наблюдать за семейством трясогузок, через щель между досками, спрятавшись в другой половине раздевалки. За прошедшую неделю, птенцы заметно подросли, весь пух почти полностью сменился оперением. Им стало уже тесно в гнезде, и один из самых старших птенцов уже стал выходить из гнезда, прогуливаясь по полочке.

Птенцы трясогузок.
Птенцы трясогузок.

После обеда, когда вертолёт с туристами улетел, мы снова заглянули к трясогузкам, проверить, всё ли у них в порядке. Каково же было наше удивление, когда мы обнаружили, что все четыре птенца покинули своё гнездо и сидят рядом на деревянной полочке перед зеркалом. Мы скорее спрятались за стенку раздевалки и стали наблюдать за птенцами через щель. Поочерёдно к птенцам прилетают их заботливые родители и кормят их. Один из птенцов, наверное самый смелый и самый старший, уже отважно прохаживается по полочке. Остальные, его младшие братья и сёстры, испуганно жмутся в противоположном от гнезда углу. Птенец ещё не совсем уверенно держится на неокрепших лапках, но он уже как взрослая птица трясёт хвостом, всем своим видом заявляя что он настоящий "трясогуз". Птенец потягивает крыльями, временами с любопытством поглядывая вниз. Ему уже тесно не только в гнезде, но и на всей этой полочке.

Все четыре птенца покинули своё гнездо.
Все четыре птенца покинули своё гнездо.

Вдруг, прямо на наших глазах старший из птенцов спрыгнул с полочки, где располагалось гнездо, вниз, сначала на скамейку, а потом на пол. Через щель мы не могли видеть, что происходит дальше и начали волноваться. Ведь летать он ещё не умеет, и теперь обратно в гнездо сам уже не попадёт! Что будут делать его родители?

Выждав ещё несколько минут, мы решаем покинуть свой наблюдательный пост, ведь отсюда нам не видно что происходит с выпрыгнувшим из гнезда птенцом. Он может упасть в воду, или на него может напасть хищная птица?
Мы облазили весь пол раздевалки, заглянули во все углы, но птенца нигде нет!?
Оказывается он уже вышел из раздевалки и сидит на помосте, тихо затаившись на его краю. Убедившись что с птенцом всё в порядке, мы немного успокоились и отошли подальше. Теперь наблюдаем за этим драматическим моментом издалека. Что будет дальше?

Мучаемся вопросом, нужна ли птенцу наша помощь? Может его надо посадить обратно в гнездо? А может наше вмешательство совершенно излишне и только навредит этим изумительным созданиям? Ведь если птенец сам выпрыгнул из гнезда, наверно так и должно быть, тем более, что рано или поздно это всё равно бы случилось, независимо от нашего присутствия. Природа доверилась нам и позволила наблюдать за одним из своих воплощений. С благодарностью принимаем этот подарок и будем стараться ей не мешать.

Родители заботливо кормят своих птенцов.
Родители заботливо кормят своих птенцов.

Оба родителя продолжают кормить своих птенцов, и тех троих, что остались ещё в гнезде, и своего первенца, и что удивительно они делают это равномерно, одинаково распределяя корм среди всех четверых птенцов, втрое чаще возвращаясь именно к гнезду, но не забывая про своего старшенького. Несколько раз родители подлетают к своему первенцу без корма, как будто специально, чтобы продемонстрировать ему как надо взлетать с помоста как со взлётной полосы. Глядя на них он перебирается на самый край последней ступеньки помоста над водой. В течении часа мы с трепетом наблюдаем как разворачиваются события, готовые в любой момент бросится в воду спасать птенца если первый полёт станет неудачным.

Близится вечер. Птенец не торопится взлетать и продолжает сидеть на краю помоста на водой. Если он ещё не может летать, почему он выпрыгнул из гнезда? Что с ним будет когда наступит ночь?
После полутора часового ожидания, мои нервы не выдерживают и я решаюсь пересадить птенца с края помоста, обратно в гнездо, к его братишкам и сестрёнкам. Но только я об этом подумал, как в дверях раздевалки появился второй птенец. Сразу же отказываемся от идеи вмешательства, и продолжаем наблюдение.

Один из его родителей покормил и его. Задача родителей с каждым часом становится всё сложнее и сложнее, так скоро все птенцы выдут из гнезда и разбегутся по округе, за каждым придётся бегать и кормить в отдельности. Как только заботливый родитель оставил своего второго, вышедшего из гнезда, птенца, он вдруг, совершенно неожиданно, видимо в попытке пойти за ним, упал в воду. Моментально бросаюсь к нему. Птенец только что покинул своё гнездо и ничего кроме него ещё не видел, но он уверенно и быстро поплыл к ближайшему берегу. Всего на две секунды я упустил его из виду, когда обходил раздевалку, а когда оказался на месте событий, птенца уже нигде не было. Я облазил весь помост и под ним, внимательно осмотрел дно и берег, но так и не нашёл птенца. Обеспокоенные родители как истребители-камикадзе непрерывно пикируют надо мной, готовые больно клюнуть меня в любое место, которое торчит над водой. Их намерения чрезвычайно серьёзны и я покорно ухожу.

Каково же было моё облегчение, когда я увидел этого птенца на берегу, стоило мне уйти. Он благополучно выбрался из воды на берег и теперь сидел на зелёной траве, на берегу термального озера. Так мы окончательно поняли, что наша забота им не нужна. Самое главное не мешать, ведь природа гораздо мудрее нас, и она сама позаботится о себе.

Теперь мы абсолютно спокойны за эту, ставшую для нас родной, семью трясогузок. С чувством глубокого удовлетворения и просветлённости удаляемся к плотским делам - готовить ужин.

Птенцы трясогузок.
Птенцы трясогузок.

С пролетавшим сегодня вертолётом Виктору Петровичу передали гостинцы. И он добродушно угощает нас на ужин свежими фруктами: бананами, апельсинами, яблоками. Для нас, после двух недельного автономного пребывания в камчатских джунглях это сказочное угощение. Фантазии о такой реальности стали для нас сродни безумству.

После ужина ещё раз проведали птенцов. Два птенца сидели в гнезде, а два других, собравшись вместе, сидели на травке у берега озера. Мы не стали их тревожить и убедившись, что всё хорошо, ушли.

Укладываясь спать, обсуждаем семейные события трясогузок, свидетелями которых нам сегодня посчастливилось стать. С нетерпением предвкушаем и надеемся на завтрашнее продолжение.

30.07.2006 Продолжение...