В последние годы большой популярностью пользуется услуга аутсорсинга — передача полностью или частично ведения бухгалтерского и налогового учета специализированной компании или частному бухгалтеру. Но никто из нас не застрахован от ошибок, и тут резонно возникает вопрос, если допущена ошибка и налоговая вам в результате выставляет пени и штрафы, кто будет за это отвечать?
В этом случае, чтобы избежать всех недоразумений в договоре должны быть четко прописаны зоны ответственности каждой стороны. Но не только аутсорсеру необходимо придерживаться условий контракта, заказчик тоже обязан своевременно предоставлять документы для внесения их в учетную базу. И если он опоздал или вообще не предоставил документы, то ответственность за последствия ложится полностью на него. Поэтому контролировать придется не только исполнителя, но и собственных сотрудников, ответственных за передачу сведений и документов в обслуживающую организацию. Обратите внимание! Если в договоре не указана ответственность аутсорсера, то доказывать ее придется в суде и в итоге шанс выиграть его невелик. «По умолчанию» исполнитель вам не должен возмещать или компенсировать пени и штрафы по налогам или отчетам. Солидная бухгалтерская компания конечно же дорожит своей репутацией и доверительными отношениями с клиентами. И в случае, если к заказчику были применены штрафные санкции по ее вине, она всегда компенсирует убытки. Но надеяться на порядочность лучше имея в руках подписанный договор, включающий пункт об ответственности. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» говорит, что организация ведения бухучета в организации лежит на ее руководителе. Согласно п. 6 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н) именно руководитель несет ответственность за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций. Да и в соответствии с Налоговым кодексом за налоговые правонарушения отвечает также сам налогоплательщик. Ведь уплачивать своевременно налоги или подавать декларации — это прежде всего его обязанность. Таким образом первоначально за все совершенные ошибки отвечает именно заказчик услуг. Ответственность же аутсорсера наступает только если она прописана в договоре. К примеру, можно указать, что все пени и штрафы, начисленные налоговой инспекцией за несвоевременную подачу налоговых деклараций, которые обязан был формировать и отправлять аутсорсер компенсируются заказчику. Эти суммы начисляются и взыскиваются как возмещение ущерба,причиненного ненадлежащим исполнением обязательств по договору. За содержимое первичных документов также отвечает тот, кто их предоставил. Если вы передали аутсорсеру накладную, где вместо 100 штук товара стояло 10 штук и в результате была искажена отчетность по НДС, то исполнитель не виноват, он не мог знать сколько именно штук вы отгрузили практически, он вправе был верить представленным документам.
В качестве заключения. При аутсорсинге вы несете ответственность де-юре, а исполнитель – де-факто. Это значит, что в случае возникновения претензий в, допустим, налоговой или трудовой инспекции, ее представитель будет разговаривать с вами. Отправить инспектора разбираться с аутсорсером напрямую не получится. Конечно, он может представлять ваши интересы в контролирующих органах, но с претензиями придется разбираться только непосредственно руководителю компании. Однако после этого неприятного разговора, вы можете вызвать аутсорсера на ковер и спросить с него по всей строгости заключенного между вами договора. Договор – очень важный момент. В нем должны быть отражены все тонкости ваших взаимоотношений с исполнителем. Максимально конкретно пропишите в договоре все услуги и степень ответственности за их исполнение. Это поможет вам избежать ситуации, когда никто ни в чем не виноват.
А что вы думаете по этому поводу? Пишите в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь!