Найти тему
Кинофил и книгоман

Путь до точки невозврата. Рецензия на фильм "Класс" 2007 года

Всё началось с Оксимирона и его трека "Последний звонок", клип на который я совершенно случайно посмотрела в интернете, когда мне было нечем заняться. Страстью к русскому рэпу я не горела, но трек задел за живое, а концепция построения клипа - последовательная нарезка из эстонского фильма "Класс" - зацепила.

Трек я скачала себе на плеер в числе нескольких других, а вокруг фильма ходила довольно долго, не решаясь, наконец, посмотреть. Клип оказался спойлером, и я знала, чем фильм закончится, что, в общем-то, не добавляло позитива, но я собрала себя в кучу и однажды ночью устроилась перед компьютером с твёрдым намерением заценить сей шедевр, основанный, между прочим, на реальных событиях. Рецензию пишу по горячим следам. Постараюсь без спойлеров - фильм стоит посмотреть каждому.

Я ждала многого. Многое получила - фильм действительно оказался шедевром. Да, тяжёлый, да, жестокий, но посмотреть его хотя бы один раз точно стоит. Желательно, в одиночестве.

В нём нет каких-то внезапных поворотов сюжета, действия персонажей не противоречат сами себе и логике, а сюжет развивается плавно и вполне закономерно.

Главного героя Йозепа унижают в школе. Учителя, разумеется, не в курсе происходящего, как и родители - у юноши есть гордость и благородство, а то, что он периодически прогибается под своих мучителей - это происходит единственно из желания жить, дышать целыми лёгкими и ходить на своих ногах. Когда уровень издевательств становится запредельным, за козла отпущения вступается один из мучителей - Каспар, за что и становится новым объектом насмешек.

Кадр из фильма. Персонажи на первом плане - главные герои, Каспар слева и Йозеп справа
Кадр из фильма. Персонажи на первом плане - главные герои, Каспар слева и Йозеп справа

Происходит это не сразу, исподволь. Сам фильм делится на несколько частей - дней, за которые теперь уже двух главных героев сводят с ума и доводят до последней черты. До точки невозврата.

Что до манеры, в которой снят фильм - за неё отдельное спасибо. Зрителям не тыкают в лицо страданиями - они и так видны, а мелочи, вроде нервного постукивания ногой или ручки, крепко сжатой в дрожащих пальцах, говорят получше пространных монологов, коих в фильме практически нет. Есть только несколько слов в самом начале: "У нас нет такого слова - честь...", и по мере просмотра зрители, кто с ужасом, а кто с отвращением, понимают, что это правда - у подавляющего числа персонажей фильма её действительно нет.

Она есть у Йозепа, есть у Каспара, и именно она мешает им пожаловаться на одноклассников учителям или родителям и заставляет сохранять человеческий облик до тех пор, пока их не подвергают колоссальным унижениям. А вот у остальных её, и правда, нет, и поэтому жестокие шутки подростков становятся день ото дня всё бесчеловечнее, пока не переходят незримую грань.

Отдельного упоминания заслуживает актёрская игра, которая превзошла все мои самые смелые ожидания и порой заставляла забыть о том, что это фильм, а не реальность. Актёры буквально жили своими ролями, до самой последней и, казалось бы, незначительной тени эмоции. Язык мимики, язык жестов - если бы в фильме не было звука, все бы всё равно поняли, о чём в данный момент говорят или даже думают персонажи и какие чувства испытывают.

Я осталась под впечатлением, и это, вполне возможно, заметно по тому, какой сумбурной и, в целом, бессвязной получилась эта рецензия. Ну, и, возможно, потому, что я занимаюсь этим впервые - пытаюсь структурировать собственные впечатления от чего-либо.

Я ставлю фильму десять баллов из десяти и советую фильм к просмотру всем, кто интересуется хорошим кино и при этом достиг хотя бы пятнадцати лет, потому что некоторые материалы не рекомендованы к просмотру лицам младше этого возраста. Я бы поставила возрастную черту 18+, но мы же все понимаем, какая развитая нынче молодёжь.

На этом пока всё, встретимся в следующем обзоре.

Оставляйте комментарии, подписывайтесь на канал и смотрите хорошие фильмы. Всем пока!