Найти тему
Мысли о хорошем

“Астровитянка” (2): Маугли с астероида

Это продолжение статьи, начало здесь.

Первая книга трилогии «Астровитянка» из-за постоянных навязчивых отсылок к «Гарри Поттеру» выглядит несколько кисло – местами реально как фанфик. Но к счастью, лишь местами, которые можно автору извинить. Во всём остальном это самостоятельное произведение, где нет места никакой магии (это же не фэнтези, в самом деле!) Это научно-социальная фантастика, так бы я назвал.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Девочка Никки возвращается в мир людей, очень быстро в нём адаптируется, находит себе друзей (и врагов), и к концу первой части «об этой Маугли уже говорит вся Солнечная система». Зато сама девочка в процессе взросления в девушку мучительно избавляется от своих розовых очков. Она обнаруживает, что мир людей совсем не похож на тот, который она успела сочинить себе на своём астероиде. Скажем, глава «Замок герцога Джона» – апофеоз падения Никки в бездну. Падение чуть было не привело к трагедии. Такие вещи бывают почти у каждого подростка, расставание с детством даром ни у кого не проходит.

Во второй книге автор, видимо, учёл критику насчёт отсылок к «Гарри Поттеру», и нашёл остроумный выход – вывёл их как смешной стёб. Действительно, вышло весело и не навязчиво. И вообще «Теория катастрофы» (так называется второй роман) на фоне первой части выглядит совершенно самостоятельной и гораздо более зрелой. В том смысле, что назвать это «лёгким чтением для подростков» уже сильно сложнее. Почти сами собой объясняются многие непонятки, которые могли остаться от первой части. Объясняются не словами, а просто как бы понимание приходит.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Тут же, кстати, мы имеем «ответочку» в виде такого же падения в бездну второго Главного Героя. Меня, как «по-жизни-металлера» всё время тянет на всякие мрачные глубины. Никки сумела выбраться сама из своей пропасти, а Джерри нет, его пришлось вытаскивать. Трагедия Джерри в финале второй части точно выбьет слезу из многих романтических подростков, будьте внимательны!

Третья же книга отходит от описаний непосредственно судьбы героев, и обращается к миру, который они строят. Никки теперь действительно активно реформирует самые устои мироустройства общества. Отказаться от этой миссии она уже не может, она сознательно выбрала себе эту стезю, когда однажды, в середине первой части за завтраком в студенческой столовой попросила Дзинтару познакомить её с отцом. Это и была точка бифуркации человечества. :) Но не буду спойлить, читайте сами.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Короче, третья часть представляет собой как бы сборник новелл, отдельных историй, частичек мозаики, которые слагают идущую грандиозную реформу. Большинство их так или иначе позитивные, а есть и трагические, если для кого-то это важно. Но розового киселя сладкой утопии нет нигде, этого можно не опасаться.

Вообще, сложно представить, чтобы кабинетный учёный, погружённый в свою высокую астрофизику, мог написать такую чудесную книгу для подростков! С богатым лексиконом, с массой проработанных деталей, с выраженными характерами. От фантастического романа не принято требовать такой кропотливой работы над персонажами, поскольку в фантастике главный герой – это, собственно, тот мир, который автор нам рисует. Яркие персонажи считаются лишь приятным бонусом. В данном случае этот бонус отработан по полной.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Насчёт научности этой фантастики. «Астровитянку» нельзя строго назвать научной фантастикой, как её уже везде окрестили. Научность этой книги в том, что автор строго следует научной картине мира. Нигде не предлагает читателю слепо поверить в какие-нибудь сомнительные гипотезы, которые бы нарушали известные физические законы. Автор, будучи учёным-астрофизиком, вводит в роман ряд своих научных взглядов и идей. Они в самом деле выглядели бы как фант.допущения (то есть как небывальщина), если бы не были подтверждены математикой! То есть наука в романе с точки зрения автора, это просто наука, без всяких фантдопов, а вся фантастичность состоит в том, что ещё не придуманы инженерные решения, которые могли бы эту науку реализовать. Такой подход в последнее время принято называть «твёрдая фантастика».

И ещё мне очень по душе нравственная атмосфера этого мира. Например, по воле автора в его книгах никто никого не предаёт. Никто из приближённых к Главной Героине людей не оказывается двойным агентом, никого не приходится разоблачать, никто в спину не бьёт. Если друзья, то настоящие, им можно верить. Если враг, то он такой и есть, без компромиссов. Если девушка выходит замуж за другого, то парень просто уходит и страдает в одиночку, а не пытается ей как-нибудь хитроумно отомстить. Такой подход автора мне очень нравится.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Ранее я тут рассказывал про трилогию «Маруся» из проекта «Этногенез». Там тоже героиня – девушка-подросток, но в остальном всё ровно наоборот. Она из главы в главу убеждается, что опереться не на кого, что все кругом преследуют какие-то мутные интересы, что верить нельзя никому, от слова совсем – ни друзьям, ни отцу, и даже себе самой. Не могу посоветовать читать это, разве только из академического интереса. Читайте лучше «Астровитянку»!

Ну, в общем, думаю, что книга безусловно, удалась! Комментаторы в Интернете называют трилогию про Никки Гринвич «лучшей подростковой фантастикой последнего времени», и я, пожалуй, соглашусь.

Пока всё. С вас – лайк и подписка, с меня – следующая статья!