Власти Турции все более решительно ведут себя в Нагорном Карабахе.
Однозначно занимая сторону Азербайджана, Анкара позволяет себе резкую критику и обвинения в адрес Минской группы ОБСЕ и активное навязывание мировому сообществу собственного взгляда на происходящее в зоне конфликта. Это дает повод задуматься, сможет ли Эрдоган в действительности вмешаться в армяно-азербайджанское противостояние?
Для начала необходимо понять, что турецкий лидер делает в данном регионе прямо сейчас. Помимо громких заявлений о поддержке Баку «за столом переговоров и на поле боя» Турция, как сообщают источники Карабахе и в Армении, посылает в зону конфликта под видом наемников своих военных, а также (об этом, в частности, сообщал сирийский президент Башар Асад неделей ранее) – подконтрольных Анкаре сирийских боевиков.
Кроме того, Ереван представил доказательства того, что ВС Азербайджана используют в регионе оружие НАТО: это американские истребители о разрешение Турции на использование F-16 и ударные беспилотники «Байрактар». Получить данную технику их ни у кого, кроме Турции, Баку не мог. В ответ на это Канада отказалась в дальнейшем выполнять свои обязательства по военным поставкам Турции в рамках североатлантического партнерства, а в США призвали исключить Турцию из альянса. Однако Анкара не стала даже отвечать на эти действия, что свидетельствует о том, что ею уже избрана определенная стратегия и менять ее она не собирается.
Таким образом, тот факт, что Эрдоган действует в Турции, в том числе – не только политическими, но и военными методами, сомнению не подлежит. Вопрос в том, будет ли он открыто участвовать противостоянии или ограничиться такими полумерами.
Чтобы на него ответить, важно знать две вещи. Во-первых, насколько Нагорный Карабах интересен Турцию в геополитическом смысле (образно говоря, стоит ли игра свеч, ведь в случае открытого вмешательства Анкары ей избежать осложнения международных отношений как с партнерами по НАТО, так и с Россией)? Во-вторых, на каких, собственно, основаниях Эрдоган будет вводить войска в зону конфликта?
Что касается первого - так сказать, мотива – он у Турции есть, и не один. Она намерена воспользоваться данной ситуацией и увеличить свое влияние геополитическое влияние в сопредельном регионе и дальше. Эксперт - директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Дмитрий Егорченков отмечает, что эта пантюркистская идея далеко и в политическом дискурсе страны присутствует уже давно. Сейчас – один из удачных моментов вновь попытаться ее реализовать. Тем более, в свете того, что отношения Турции и НАТО в последнее время нельзя назвать легкими, эта страна может попытаться даже создать собственный альянс тюркских народов.
Кроме того, есть и более прозаичная, но не менее весомая причина турецкой заинтересованности в Карабахе. На днях президент Армении Армен Саркисян в интервью французскому телеканалу France 24 заявил, что Эрдоган стремится взять под контроль энергетические потоки на Каспийском море, с чем и распространение турецкого влияния на Нагорный Карабах будет этому способствовать.
Со вторым сложнее. Казалось бы, какое юридическое основание может быть у одной страны, чтобы открыто вмешаться в конфликт двух других государств на стороне одного из них? Однако в данном случае формально оно есть. Оказывается, по договору, заключенному еще Лениным и Ататюрком, Турция имеет право ввести войска в Нахичевань (приграничная с Карабахом азербайджанская территория) в случае нападения на нее. Документ при этом еще не утратил юридическую силу. Основание, конечно, в этом случае будет весьма надуманным. Однако, как только в мире вспомнили подробности этого договора, Баку тут же сообщил, что вооруженные силы Армении обстреляли Нахичевань…
Поставьте лайк - будем знать, что написать для вас в следующий раз
Подпишитесь на канал - наши статьи будут попадаться вам чаще
Поделитесь с друзьями - статья может быть интересна другим!
Военная платформа - новостной сайт военной тематики