В беседе с Олегом Литвишко Владимир Познер поделился своими взглядами на историю, а также на личность Сталина. Олег Литвишко рассуждает о том, что Сталин соответствовал духу времени и правил так, как мог, при помощи методов, в принципе существующих по всему миру. Владимир Познер же ему возразил. Приведём этот диалог.
Олег Литвишко: Чего же такого делал Сталин, чего не делали руководители других стран? Концлагеря придумали англичане задолго до Сталина, в САСШ в сталинские времена вообще скрытое рабство было, а индейские резервации есть до сих пор. Про атомные бомбардировки вообще не будем говорить. Сталин, равно как и Иван Грозный или Пётр Первый, были детьми своей эпохи и правили теми способами, которые использовали все остальные.
Владимир Познер:
Ваш посыл заключается в том, что Сталин не делал ничего такого ужасного, чего не делали другие. Во-первых, это не так (об этом чуть ниже). Во-вторых, тогда и Гитлера не следует осуждать, с чем не согласится с Вами Нюрнбергский трибунал (надеюсь, Вы знаете, что это такое).
Параллели, которые Вы приводите, не выдерживают никакой критики. Придуманные англичанами концлагеря и ГУЛАГ, охвативший целую страну? Что такое «скрытое рабство» в США, я не знаю, а что такое рабский труд миллионов зеков на так называемых «сталинских стройках», я знаю точно, поскольку знал тех, кто и были рабами.
То, как поступили с индейцами в Америке, преступление – равно как и насильственное переселение народов Сталиным. Пакт Риббентроп-Молотов ничем не хуже и не лучше, чем Мюнхенский сговор, хотя в последнем не было тайного протокола, передавшего Прибалтику в руки СССР.
Я мог бы продолжить этот перечень, но хотел бы обратить Ваше внимание на одну существеннейшую деталь: Вы ссылаетесь на неблаговидные поступки самых разных людей из самых разных стран, сопоставляя их с деяниями рук ОДНОГО человека в ОДНОЙ стране. И в-третьих: исходя из сказанного (и несказанного, которое заняло бы несколько томов), я считаю Сталина одним из величайших преступников в истории человечества, над которыми суду истории еще предстоит свершиться.