Литература – искусство! Это аксиома. Литературоведение – наука. Что изучают наши школьники? Немного – одного, чуть-чуть – другого, а результат отсутствует (может, кому-то и повезло). А что нужно?
1. Быть первооткрывателем
Любое произведение – отдельный мир, даже если его герой – ваш сосед. Писатель, поэт создают эти вселенные (большие, маленькие, плоские, объёмные) и приглашают туда читателей.
Попасть в этот мир иногда просто: для этого нужно читать слова (не буквы), понимать их, видеть, чувствовать, осязать. Для сложного мира нужны ключи: желание разобраться и некоторые знания. Но в любом случае каждый читатель будет первооткрывателем этого мира.
2. Быть соавтором
Самый глупый вопрос: что хотел сказать автор? Автор, что хотел, то и сказал. А мы что смогли, то и поняли. При повторном чтении будет открываться больше (каждый раз пересматривая в 5-10 раз фильм, обязательно отметишь кадр, который видишь впервые), но перечитывать любят не все.
Читатель не сторонний наблюдатель, он – соавтор литературного произведения, потому что каждого героя, любой предмет, природу представляет по-своему (при слове «мама» у каждого перед глазами его мама). Мы даже можем сочувствовать персонажу, которого учитель, критики, учебники призывают осуждать.
3. Слушать других – верить себе
Ярлыкам, навешанным на литературных героев, не нужно доверять. Их раздают обыкновенные люди, несмотря на ученые степени и регалии. Они как поняли, так и оценили. Кто сказал, что это истина?! Что с того, если девчонка в 15 лет не признаёт Наташу Ростову в эпилоге романа Толстого? Ну и умница! Имеет право! Потом она вырастет, станет матерью, вспомнит Наташу и изменит своё отношение к ней. А если не изменит – тоже имеет право.
Из литературного погружения нужно выносить своё мнение (опыт проживания в ином мире) – тогда цель литературы будет достигнута.
И как же это можно изучить? Этому можно очень аккуратно ненавязчиво учить, как маленьких детей учат ходить и держать ложку.
А как вы учились литературе? Поделитесь опытом.