Найти тему

Транспорт на альтернативных видах топлива. Проект "Чистый воздух".

Оглавление

Реализация Федерального проекта «Чистый воздух» — часть нацпроекта «Экология» стартовала в 2018 году. Было объявлено о 12 городах-участниках, уровень загрязненности воздуха в которых классифицируется как высокий или очень высокий. Первоначально в список вошли Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорский, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита. На сегодняшний день этот список предполагается расширить и включить в его состав Абакан, Зима, Кызыл, Лесосибирск, Минусинск, Свирск, Усолье-Сибирское, Черемхов, Селенгинск, Шелехов, Южно-Сахалинск, Улан-Удэ и Иркутск.

Город Череповец. Фото из сервиса Яндекс.Картинки
Город Череповец. Фото из сервиса Яндекс.Картинки
Цель проекта — снизить совокупный объем выбросов на 22% к 2024 году относительно уровня на 31 декабря 2017-го.

На реализацию проекта обещают выделить около 500 млрд. рублей. Эта сумма должна быть потрачена на модернизацию производства и общественного городского транспорта.

Модернизация производства зависит от специфики вредных выбросов и предполагает различные защитные и очистные сооружения. Мы сегодня поговорим о транспорте.

Экологичный городской транспорт

Первое, что приходит в голову при упоминании экологичного транспорта – это электромобили. Жители и гости Москвы ежедневно встречают синенькие автобусы с большой надписью на борту: «Это электробус». Московский проект работает несколько лет, хотя и имеет множество нареканий и вопросов, но тем не менее он показал свою жизнеспособность. Аналогичные проекты пробовали вводить и в других российских городах, но не везде они прижились и главной проблемой становятся российские холодные зимы, а также вопросы экологичности первоисточника элетроэнергии и утилизации аккумуляторов.

Москва. Заправка электробуса. Фото из сервиса Яндекс.Картинки
Москва. Заправка электробуса. Фото из сервиса Яндекс.Картинки

Водородный трамвай

Необычный трамвай вышел в прошлом году на улицы Санкт-Петербурга. Опытную модель трамвая на водородной электротяге создали специалисты государственного предприятия "Горэлектротранс" и Центрального научно-исследовательского института судовой электротехники и технологии (ЦНИИ СЭТ). В случае использования технологий водородной энергетики разработчики обещают снижение затрат на строительство и обслуживание кабельных сетей без ущерба для экологии. Водород вступает в электрохимическую реакцию с кислородом в безопасном «топливном элементе», в результате чего генерируется электрический ток, вода и немного тепла. Напрямую эти два газа не взаимодействуют, что гарантирует взрывозащищенность. Но т.к. водород все же является взрывоопасным газом, много вопросов возникает по поводу его добычи и заправочного оборудования.

Испытания водородного трамвая в Санкт-Петербурге. Фото из сервиса Яндекс.Картинки
Испытания водородного трамвая в Санкт-Петербурге. Фото из сервиса Яндекс.Картинки

В Санкт-Петербурге предлагают технологию, которая позволяет вырабатывать водород из компримированного природного газа. Для массового внедрения этих разработок потребуются весомые финансовые вложения на строительство заправок на конечных станциях.

Водородный трамвай. © Александр Демьянчук/ТАСС
Водородный трамвай. © Александр Демьянчук/ТАСС

Метан - единственная на сегодняшний день альтернатива бензину и дизтопливу, подтвердившая свою эффективность на практике.

Тем временем, уже сейчас, во многих городах активно развивается перевод городских автобусов на природный газ. Здесь тоже все не так просто с инфраструктурой. Нередко бывают случаи, когда автобусный парк в рамках государственной программы получает метановые автобусы, которые попросту негде заправлять. Тем не менее, с каждым годом ситуация с сетью метановых заправок улучшается. Многие автопарки идут путем оборудованию своего топливо-заправочного пункта непосредственно в своем автопарке. Возможно, метановые автомобили являются некой переходной моделью к водородному или еще какому-нибудь альтернативному транспорту. Но на сегодняшний день, только метан (природный газ) можно назвать единственной реализуемой на практике технологией, альтернативной привычному бензину или дизтопливу, обеспечивающей экономичность, экологичность и безопасность.

Метановый автобус на городском маршруте. Фото из сервиса Яндекс.Картинки.
Метановый автобус на городском маршруте. Фото из сервиса Яндекс.Картинки.

Во многих городах, участвующих в федеральном проекте «Чистый воздух» нет сети АГНКС совсем, или она слабо развита. Возможно, благодаря реализации данного проекта, в этих городах построят метановые заправки, а местные жители смогут вздохнуть свободнее, а также получат возможность использовать метановые автомобили в качестве личного транспорта. Ведь часто, именно автобусные парки становятся локомотивом развития газомоторной отрасли в регионах.

Подробнее об экологии метанового транспорта читайте в нашей статье "Транспорт на метане и экология".