Найти тему
Здоровье Mail

Что нужно сделать, чтобы пандемия не повторилась?

Пандемия COVID-19 готова войти в учебники истории как катастрофа мирового масштаба. Бороться с новой болезнью сложно, но специалисты уверены: больше всего мы пострадали от неподготовленности.

Leo Fontes/Pixabay
Leo Fontes/Pixabay

— Уже в феврале 2020 года стало понятно, что вирус будет распространяться по всему миру, — отмечает Джереми Конындык, эксперт по готовности к вспышкам и старший научный сотрудник Центра глобального развития. — Большинство стран бездействовали до марта или апреля.

Мы знаем, что COVID-19 не станет последней глобальной вспышкой на планете Земля. Эксперты вспоминают волну предыдущих кризисов: атипичную пневмонию в 2003-ем, эпидемию H1N1 — «свиного гриппа» — в 2009-ом и лихорадку Эбола в 2014-ом. Невозможно избежать новых болезней, учитывая скорость жизни в современном мире.

Как же нам подготовиться к новой неизвестной болезни?

Первый шаг — выявить потенциальные угрозы, чтобы знать, на чем сосредоточить силы. Вирусологи уже делают это, отбирая образцы у диких животных — птиц, свиней, летучих мышей — которые содержат микробы, способные переходить к людям, как это сделал SARS-CoV-2 — злодей, вызывающий COVID-19.

Но эксперты говорят, что мы должны делать намного больше. Они черпают вдохновение, когда обращаются к еще одному катастрофическому явлению: циклонам. Например, существует Национальный центр ураганов, где прогнозируют, когда и где может случиться шторм, учитывая возможные неточности в подсчетах.

Ураган Исайяс 3 августа 2020 года (источник: Национальное управление океанических и атмосферных исследований)
Ураган Исайяс 3 августа 2020 года (источник: Национальное управление океанических и атмосферных исследований)

Так, в Америке действует национальный центр моделирования — здесь могут показать, каким образом распространяется вирус. По словам Джереми Конындык, это учреждение могло бы распространять информацию о патогенах среди людей и государственных учреждений. Центры по контролю и профилактике заболеваний и другие правительственные организации уже занимаются этим, но не результативно. «Работают ли они систематически, доводят ли информацию до пациентов, общаются ли с людьми? Абсолютно нет», — говорит эксперт.

Этот центр федерального уровня мог бы также отслеживать вирусные тенденции, количество доступных коек в отделениях интенсивной терапии, готовность поставок медикаментов и защитного оборудования. Таким образом, правительство могло бы координировать производства и снабжать медучреждения, предупреждая недостачу.

Четкий обмен сообщениями «помог бы сохранить триллион долларов, которые мы уже потратили на решение последствий», — говорит Кейтлин Риверс, эпидемиолог Центра безопасности здоровья при Университете Джонса Хопкинса.

Как и в случае с погодой, было бы невозможно предсказать каждый патогенный шторм, который скрывается на горизонте. Но можно предугадать, насколько существующее заболевание вырастет за ближайшую неделю или в следующем месяце, и присвоить ему уровень угрозы. Если количество случаев увеличится, нужно будет просто выполнить заранее запланированные требования — отправить посетителей бара во внутренний дворик или закрыть заведение, чтобы вспышка не вышла из-под контроля.

Компьютерное моделирование, выпущенное в мае 2020 года Колумбийским университетом, предполагает, что если бы нужные меры были введены неделей раньше — 8 марта, а не 15-го, — США могли бы избежать около 35000 смертей от COVID-19.

Сторонники создания национального модельного центра знают, что уровни финансирования растут и падают по мере того, как президенты и законодатели приходят и уходят. Но они считают, что создание централизованного агентства — лучший способ гарантировать безопасность. На горизонте маячат бесчисленные неизвестные угрозы, и у нас есть возможность определить, когда наступит следующая, и опередить её путь разрушения.