Найти тему
Amrit Shukla

Мантра: что это и как работает

Оглавление

Дорогие друзья, решил начать свой небольшой блог, где буду делиться своими знаниями для тех, кто ищет ответы на вопросы касающиеся индийской религии в целом, и её различных вспомогательных дисциплин в частности.
Данная статья будет посвящена теме мантр: их значению, видам и правилам использования.

Мантра (санскр. मन्त्र) — составное слово, которое образуется из корня ман (манас — ум) и тра — инструмент, средство. Мантра — средство контроля ума. Является базовой и высшей практикой многих духовных и мистических культов Востока. Зарождение мантры, как поэтического размера мы можем наблюдать уже в первых суктах (гимнах) Риг-Веды, где мантра — простейшая часть гимна имеющая в основном вставки в размерах ануштубх.

Первые пояснения по применению дваждырожденным (вайшья, кшатрий, брахман) мантры появляются ещё в комментариях к ведическому ритуалу — текстах категории Брахман, откуда далее к использованию мантр в будущем авторы различных текстов брахманизма будут возвращаться вновь и вновь для того, чтобы не утратить это священное знание. Уже в период упанишад, сутр и дхарма-шастр появляется мантра-видья — знание мантры, как отдельная дисциплина брахманического образования, а шикша, нирукта, вьякарана и чандас — становятся обязательными дополнительными дисциплинами (веданга) к изучению трайя-видьи (тройственного знания — Веды) благодаря которым будет достигнуто правильное чтение, в нужном темпе, с нужными тембром, глубиной голоса и интонацией ведических самхит, среди которых будут выделяться части сукт — мантры.

Правила повторения мантры

В современном обществе знания о том, как строится, каким правилам подчиняется и как работает мантра не так много, но в данной статье я остановлюсь на втором вопросе списка — каким правилам подчиняется мантра; прочие вопросы я раскрою лишь вскользь.
Мантра — есть средство обуздания колебаний (вритти) ума, которые нарушают концентрацию (дхарану) садхаки (практикующего) на внешнем или внутреннем объекте/субъекте. Цель остановки колебаний ума — достижение спокойствия разума и его состояния следования волевому усилию, что делает ум пригодным для медитации (дхьяны). В древних йогических традициях (среди которых самая популярная поныне — натха-сампрадайя) мантра (джапа) занимает 2 ступень — нияму, среди практик, которые необходимы садхаке для достижения устойчивости ума. Будучи следующей после шаучи (чистоты тела), мауны (молчания), митахары (правил употребления пищи) и брахмачарьи (ограничение в телесных наслаждениях), джапа (практика повторения мантр; буквальный перевод — круг мантры) вбирает в себя следование всем этим дисциплинам, а потому прежде, чем приступить к чтению мантры следует:

— за 12 часов до джапы не употреблять редиску, чеснок, лук (и пр. еду природы раджаса);

— воздерживаться от половых контактов за 6 часов до джапы;

— не употреблять тяжёлую, трудноперевариваемую пищу (мясо, рыба, яйца, грибы) за 2.5 часа до джапы;

— джапа всегда должна начинаться после того, как садхака примет полное омовение, оденет чистую одежду и примет место для практики чистое, хорошо проветриваемое, где не будет отвлекающих факторов (сильного ветра, животных, шума от соседей);

— перед началом джапы должны быть удалены все негативные мысли из головы, во время джапы есть только человек и почитаемое им божество.

Молодой брахман проводит упасаны, придерживаясь правил для рецитации священных текстов.
Молодой брахман проводит упасаны, придерживаясь правил для рецитации священных текстов.

Место и время джапы

У каждой мантры есть управляющее божество, в зону влияния которого мантра входит; каждому божеству принадлежит определённая сторона света, время суток и место в котором циркулируют определённые формы энергии. Исходя из этого мы выбираем подходящее место, сторону света к которой оборачиваемся лицом и время. Например: для тех, кто хочет угодить Господу Шиве — читать мантры можно лицом на северную сторону света в любое время суток (кроме утренних/вечерних сумерек) в любом месте. С другой стороны для того, чтобы удовлетворить Господа Брихаспати — мантры должны читаться в солнечную часть дня, лицом к северо-востоку и только в местах, где отсутствует ритуально-грязная атрибутика (места захоронений, грязные вещи, животные и т.д.).

-3

Посвящение в мантры и женщины

Очень остро стоит вопрос о том, насколько нужно посвящение в мантру (дикша) и достаточно непопулярен, ввиду неоиндустских трактовок древних текстов у современных общин — о мантрах женщинам. Ограничение на использование мантр непосвящёнными существует ввиду того, что каждой мантре покровительствует отдельное божество, а следовательно оно может иметь разную из тройственной природы (трайя-пракрита):

— природа тамаса (Рудра, Кали, Чамунди, Бхайрава, Гадхимаи);

— природа раджаса (Дурга, Ганапати, Брахма, Индра, Арьяман, Дьяус);

— природа саттвы (Вишну, Брихаспати, Лакшми, Сурья, Агни).

Природа божества мантры, является базовым факторам, руководствуясь которым садхака должен выбирать мантру для повторения не имея дикши в неё. Вторым важным фактором выступает темперамент божества:

— арьямурти — чистое, доброе, спокойное, терпеливое божество;

— урамурти — гневное, раздражительное, агрессивное, воинственное божество.

Так, не имея посвящения, линии ученичества и шакти-пата (передачи силы) мантры, человек, который повторяет мантры тамасическому божеству гневного темперамента может вселить проблемы и беды не только в свою жизнь, но и в жизни своих родных и близких.

Повторение мантр женщинами является процессом более сложным,чем у мужчины ввиду того, что женщина ритуально загрязняется ввиду своей женской природы. Ритуальная нечистота, которая присутствует в женщине связана с ежемесячными, регулярными у неё циклами женских дней и повышенных колебаний ума. Традиционно, женщины, которые получили посвящение в мантру повторяли её не используя при этом пранаву (слог ОМ), заменяя её на уважительную приставку «Шри». Таким образом, например, мантра «ОМ Гам Ганапатайе Намаха» превращалась в «Шри Гам Ганапатайе Намаха».

-4

Гаятри-мантра являясь высшей и чистейшей из всех мантр разрешалась к повторению только дваждырожденными, которые прошли обряд посвящения — савитри (обряд упана-яна — получение брахманского шнура), которая повторялась, как часть священного ритуала сандхъяванданама, который каждый дваждырожденный совершал в традиции той шакхи (брахманической школы) и гуру-кулы (жреческий род) в которые он посвящён, а потому гаятри-мантра, являясь главной мантрой Господа Савитара и богини Савитри — запрещена к повторению всеми прочими.

Брахманы проводят утреннюю пуджу Ганге после чтения Гаятри-мантры.
Брахманы проводят утреннюю пуджу Ганге после чтения Гаятри-мантры.

Правила рецитации мантр в джапе

Имея ряд требования для того, чтобы проявить свою силу, мантра имеет так же и правила повторения, следуя которым она «пробуждается» и даёт те плоды, которые садхака от неё жаждет:

— мантры повторяются количество раз кратное числу 3. Традиционно мантры повторяются «кругами», где один круг — 108 повторений любой мантры;

— мантры повторяются обязательно в позах со скрещёнными ногами (сукхасана, сиддхасана, йони-сиддхасана, свастикасана, падмасана). Среди прочих — ваджрасана, в которой скрещиваются не ноги, а большие пальцы ног, когда мужчина ставит большой палец правой ноги поверх большого пальца левой ноги, а женщина — наоборот.
Связана традиция скрещивания с течением энергии, которая двигаясь во время джапы по телу вниз — ниже апаны, достигая стоп, чтобы не покинуть тело и не оставить садхаку обессиленным от повторения мантр переходит в другую ногу и вновь поднимается, таким образом ровно циркулируя по телу;

— мантры повторяются всегда на выдохе;

— мантры повторяются в течении всего круга, как в начале, так и в конце с одинаковыми темпом, тембром голоса, интонацией;

— ввиду отсутствия в санскрите глухого звука «х», в мантрах он так же отсутствует, потому садхаки, которые повторяют его — ослабляют силу своей мантры.
Так как санскрит имеет более глубокую и горловую речь, то звук «х», как глухой звук в нём практически не встречается. Используется в санскрите только горловой звук, который по звучанию близок к украинскому звуку «г», а в русскоязычной среде ввиду отсутствия альтернативы горловому звуку просто пишут глухой «х», что в письменной виде указывает, конечно лишь на то, что в произношении должно использоваться горловое «г», которое ближе к украинскому языку.

Заканчивая статью хочется просто верить, что кому-то она окажется полезной, а уровень необразованности в вопросе мантр качественно уменьшится. Часто люди думают, что мантры — это просто индийские молитвы, которые повторяются на распев (бхаджаны, киртаны), не углубляясь в изучение традиции, не зная ни правил, ни предостережений, ни требований мантр по отношению к себе. Часто сами начинающие, а не редко и довольно долго практикующие ведические астрологи, ввиду принадлежности к другим религиям, не имея возможности и доступа к древним текстам и не обучаясь у индийских учителей — брахманов и пандитов являются достаточно некомпетентными в данном вопросе. И в самом деле, раскрыть такую сложную науку, как мантра-видья в одной статье невозможно, но я попытался доступным языком раскрыть самые важные и необходимые в западной среде аспекты практики мантр, чтобы те, кто будут практиковать не совершали радикальных ошибок и получили плоды мантр, которые ждали от них более быстро, качественно и заметно.
С благодарностью и уважением к читателю, ваш ведический астролог — Амрит Шукла.

Автор статьи: Амрит Шукла.

Мантры
5974 интересуются