Как купить туристическую путевку дешевле
Общая информация
Никко – это место последнего упокоения Иэясу, основателя сёгуната Токугава, скончавшегося в 1616 г. После смерти императорский двор объявил его богом, и впоследствии он стал известен как Тосё Дайгонгэн («Великое воплощение, озаряющее собой Восток»), Годом позже останки Иэясу торжественной процессией были доставлены сюда, на территорию основанного восемью столетиями раньше религиозного центра. При жизни Иэясу сделал себя всевластным повелителем Японии. Его собственные феодальные владения в состоянии были прокормить и дать кров 2,5 млн человек. Тосёгу (ежедневно апрель — октябрь 8.00—17.00, ноябрь — март 8.00—16.00) — погребальный комплекс, который он повелел возвести в свою честь, великолепен.
Добираться до Никко из Токио лучше всего на поезде по линии «Shinkansen» Японских железных дорог со станций Токио или Уэно с пересадкой в Уцуномии или по линии «Tobu» на «Limited Express» из Асакусы. Время в пути около 2 ч. Сам городок Никко — по преимуществу одна длинная авеню, связывающая вокзал со святилищем Тосёгу.
Хотя по духу Никко очень японский город, он также испытал на себе влияние других наций. В главном святилище выставлены статуи трех китайских персонажей, а также скульптурные изображения мандаринов — плодов неизвестных в те времена в Японии. Многие архитектурные сокровища Никко были созданы корейскими мастерами.
Комплекс Тосёгу
После короткой поездки на автобусе с привокзальной площади вы окажетесь у красного лакового «священного моста» Синкё длиной 28 м, перекинувшегося через реку Дайя.
Отсюда начнется знакомство с Тосёгу. Согласно легенде, мост отмечает место, где в 766 г. буддистский священник Седо переправился через реку на двух огромных змеях, чтобы основать храм, позже превратившийся в храм Рин-нодзи. Вход в комплекс святилища открывается через дорогу за мостом. Каменные ступени лестницы сначала приведут вас к храму Сёдо.
Риннодзи принадлежит к буддистской секте тэндай. Главный зал, именуемый Санбуцудо, с его почти чувственной цветовой гаммой — черный, зеленый и алый — датируется 1648 г. и является крупнейшей самостоятельной постройкой Тосёгу. Внутри находятся три огромные, покрытые золотистым лаком статуи высотой 8 м, представляющие три разные сущности Будды. В центре — Амида Ниорай, Будда, ведущий верующих в рай; справа — богиня милосердия Сэндзю (Тысячерукая) Каннон; слева — Бато-Каннон, изображаемая с головой лошади и воспринимаемая как защитница животных. К северу от главного зала располагается Гоотендо — малый храм, в котором верующие пишут свои просьбы о здоровье и благополучии на деревянных дощечках, позже сжигаемых, чтобы молитвы вознеслись к небесам. Южнее находится резиденция настоятеля (традиционно принца крови) с восхитительным садом в стиле периода Эдо.
Покинув Риннодзи с западной стороны, вы окажетесь на широкой аллее Омоте-сандо, ведущей в гору к самому святилищу. Обратите внимание на памятник даймё Мацудаире Масатане, доверенному слуге Иэясу. Мацудаира более 20 лет занимался высаживанием величественных криптомерий (японских кедров) на территории святилища и вдоль идущей к нему 64-км дороги. К сожалению, большая часть этой дороги утрачена. Несколько участков уцелело к востоку от города, где многие из 13 тыс. деревьев по-прежнему стоят благодаря поддержке корпоративных спонсоров.
В верхней части Омоте-сандо слева стоит пятиярусная пагода святилища, украшенная 12 знаками азиатского зодиака и тремя штокрозами — символом клана Токугава. Отсюда каменные ступени ведут к первым воротам Тосёгу, Омотемон, охраняемым двумя окрашенными в красный цвет грозного вида небесными царями-дэвами. В первом дворе располагается конюшня священного белого коня святилища. Резное панно над дверью изображает знаменитую группу из трех обезьян — «Не слышу зла, не вижу зла, не говорю зла!», — ставшую символом Никко и фигурирующую практически на всех местных сувенирах. В дальнем конце двора находится Киодзо (библиотека сутр), где в огромном вращающемся шкафу хранятся порядка 7000 священных книг буддизма. Библиотека недоступна для посетителей.
С приближением ко второму пролету каменных ступеней справа вы увидите колокольню и высокий бронзовый канделябр, а слева — башню барабанов и вращающийся бронзовый светильник. Оба изделия из бронзы были в XVII в. подарены голландским правительством в благодарность за особые привилегии, предоставленные его торговцам в период изоляции Японии. Дальше слева возвышается храм Якуси-до в честь Будды-исцелителя.
Двухъярусные ворота Ёмэймон, или Ворота солнечного света, в верхней части лестницы — подлинный шедевр Тосёгу, по праву причисленный к национальным сокровищам страны. Они представляют собой высшее выражение пышного стиля периода Момояма, вдохновленного скульптурой и архитектурой китайской династии Мин. Колонны цвета слоновой кости высотой 11,3 м, балки и карнизы, покрытые резьбой с изображением драконов, фениксов, львов и тигров на фоне облаков, пионов, китайского шалфея и ангелов, — все золоченое и окрашенное в красный, золотистый, синий и зеленый цвета. Справа и слева от ворот — облицованные панелями галереи, также украшенные резьбой и расписанные сценами живой природы: соснами и сливовыми деревьями, полевыми и водоплавающими птицами.
За воротами слева находится Микоси-гура — хранилище портативных святилищ, используемых в процессиях проходящего два раза в год (17—18 мая и 17 октября) фестиваля Тосёгу. Справа расположен Кагураден — зал, в котором исполняются ритуальные танцы в честь богов и где за небольшую плату пары могут заказать синтоистскую свадебную церемонию со звуками флейт и барабанов, участием незамужних жриц святилища.
Напротив Ёмэймона через двор стоят Карамон (Китайские ворота) — официальный вход во внутреннее святилище. Постройка, как и Ёмэймон, имеет статус национального сокровища и столь же обильно покрыта резьбой и живописно раскрашена. Стены по обе стороны ворот заключают в себе хонден (главный зал) святилища. Вход — справа. Здесь входящие снимают обувь (пользуясь ящичками) для посещения части зала, именуемой хайденом (молельней). Дальше пройти нельзя, так как в дальнем конце молельни находятся найдзин (внутренняя комната) и най-найдзин (самая внутренняя комната), где покоится дух Иэясу. Здесь нашли упокоение две другие достойные личности — воспитатель Иэясу Тойотоми Хидеёси и великий воин XII в.
Минамото-но Ёритомо, основатель сёгуната Камакура, которого Иэясу объявил своим предком.
Далее вы приблизитесь к еще одной иконе Тосёгу — знаменитым Воротам спящей кошки. Говорят, что сама кошка над входом — произведение Хидари Дзингоро, легендарного мастера-резчика периода Токугава. Отсюда 207 каменных ступеней вознесут вас через прекрасный кедровый лес к могиле Иэясу Токугавы, именуемой Хото. Подняться стоит, хотя бы только ради открывающегося вида, деревьев и прохладного бурного потока. Сама могила в виде миниатюрной бронзовой пагоды с прахом великого сёгуна ничего особенного из себя не представляет.
Короткая прогулка к западу от Тосёгу — безусловно, старейшая из традиций этого священного места. Футарасан-дзиндзя (ежедневно апрель — октябрь 8.00—17.00, ноябрь — март 9.00—18.00) —- синтоистское святилище, основанное в VIII в. в честь Окунинуси-но-Микото (бога рисовых полей), его супруги и их сына. В одном углу участка стоит бронзовый светильник «Призрак» высотой около 2,3 м. Глубокие зарубки в бронзе были сделаны дежурившими в святилище стражниками, верившими, что по ночам светильник превращается в гоблина. Такой была потрясающая мощь японского меча, к тому же, вероятно, усиленная суеверием японцев.
Внук Иэясу и третий сёгун рода Токугава Иэмицу (1603—1651) отторг здание у Тосёгу. Здесь в Дайу-ин, к западу от Футарасана, он и упокоен. Меньший по размерам Дайу-ин тем не менее является более внушительным мавзолеем, стоящим на поросшем лесом склоне холма. К нему ведут три марша каменных ступеней и пять декоративных ворот. Самые величественные стоят на самом верху лестницы и известны как Ясамон (Ворота демониц), названы они так по фигурам в четырех их альковах. Святая святых святилища, отнесенная к числу национальных сокровищ, имеет золоченый и лакированный алтарь высотой около 3 м с деревянной фигурой сидящего Иэмицу, который сверху взирает на свое великое творение.