Найти в Дзене

На глубине в объятиях пламени. История флагмана Черноморского флота "Императрица Мария"

"Я отлично помню историю гибели линкора "Императрица Мария". Было много шуму в газетах, но этим и кончилось: виновников взрыва не нашли." А.Рыбаков "Кортик"

В 1911 году верфях Николаева началось строительство линкоров для Российской империи, предназначенных для усиления мощи Черноморского флота. Головным кораблем стал линкор "Императрица Мария", получивший название в честь императрицы Марии Федоровны.

Линкор "Императрица Мария"
Линкор "Императрица Мария"

В 1913 году корабль спустили на воду, однако в состав флота включен лишь в 1915. В процессе испытаний специалистами выявлены недостатки – дифферент судна на нос, недостаточное охлаждение артиллерийских трюмов.

-2

Осенью 1915 года корабль приступил к службе в Черном море. Был задействован в военных операциях по обстрелу Болгарского и Османского побережья и портов. Летом 1916 года командующий Черноморским флотом вице-адмирал А.Колчак назначил линкор "Императрица Мария" флагманским кораблем.

Линкор "Императрица Мария"
Линкор "Императрица Мария"

7(20) октября 1916 года на корабле, стоявшем в бухте Севастополя начался пожар, затем прогремел чудовищный взрыв, снесший первую башню главного калибра, мачту и рубку. Экипаж самоотверженно и отчаянно боролся за жизнь линкора. Однако все это оказалось бессмысленным. Один за другим последовали еще несколько взрывов. Меньше чем через час полыхающий гигант пошел ко дну.

Взрыв на линкоре "Императрица Мария"
Взрыв на линкоре "Императрица Мария"

Гибель флагмана Черноморского флота и одного из самых сильных русских кораблей в разгар войны – страшное потрясение для всего государства.

Специально созданная комиссия определила, что возгорание началось в носовом погребе 305-мм артиллерийских снарядов, повлекшее взрывы в артиллерийских трюмах. Однако причину пожара установить не смогли.

Существуют 3 основных версии:

Диверсия – подозревали и германских диверсантов (в т.ч. обвиняли группу Вермана), и большевиков.

Самовозгорание пороха, сторонником этой версии был и сам Колчак.

Неосторожное обращение с огнем – есть мнения, что возгорание могло произойти из-за курения, починки обуви.

В 1918 году корабль подняли, однако до восстановления дело не дошло, а в 1927 году линкор был разрезан на металл.

"Императрица Мария" в доке
"Императрица Мария" в доке

Башни главного калибра были подняты со дна только в 1931 году. Три 305-мм орудия установили на артиллерийские установки ТМ-3-12.

Морской транспортер ТМ-3-12 в Музее Победы на Поклонной горе. Москва, 2020 год
Морской транспортер ТМ-3-12 в Музее Победы на Поклонной горе. Москва, 2020 год

Гибель линкора "Императрица Мария" до сих пор остаётся загадкой. Естественно, что существовали те, кто мог только выиграть от уничтожения корабля, однако история знает немало примеров загадочных, роковых и даже нелепых случаев гибели кораблей.

Катастрофе, унесшей жизни сотен моряков посвящены повесть "Кортик" А.Рыбакова и роман "Утренний взрыв" С.Сергеева-Ценского.

Похожие статьи:

Линкор "Императрица Екатерина Великая". Повержен, но не побежден

Через две эпохи, три имени, четыре страны... Линкор "Император Александр III"

С корабля на рельсы. Морской транспортер ТМ–3–12

Если Вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подписывайтесь на мой канал! Всем спасибо!