Найти тему
Мы, славяне

Являлись ли гунны славянами?

Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.

Попробуйте, сразитесь с нами!

Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,

С раскосыми и жадными очами!

Собственно, стихотворение шикарное, и вообще я Блока очень люблю, но как-то не хочется считать своих предков дикими кочевниками с кривыми от верховой езды ногами и миндалевидными глазами, какими, очевидно, были те самые гунны, чья внешность и образ жизни многократно описана римскими авторами. Скифами тоже не хочется считать, хотя они, с точки зрения официальной истории, все же европейцы, хоть и не очень близкие нам, славянам.

Тем не менее, традиция отождествлять тех и других кочевников со славянами достаточно распространена в отечественной околоисторической литературе, а потому давайте разберемся, насколько это близко к действительности.

Согласно сведениям римлян, гунны впервые приходят в Европу в конце 4-о века, где сначала побеждают и изгоняют аланов, а затем разбивают готов, которых они принудили к покорности или миграции. В это время впервые на арену истории появляется однозначно славянский союз племен анты, которые безальтернативно становятся гуннскими подданными, причем, самыми первыми из европейцев, а затем и участвуют в походах кочевников.

-2

Эти события происходили в последнее столетие существования Западной Римской империи, но записаны они были веком позже, когда у гуннов была уже вполне зрелая варварская империя, включающая в себя как кочевые, так и оседлые народы, говорящие на разных языках.

Собственно, идея о славянстве гуннов высосана из пальца после одной дипломатической поездки византийца Приска, который добирался до лагеря Аттилы на славянских лодках однодеревках, видел вокруг избы и наблюдал процесс купания в бане, пил мед и квас и участвовал в пoгрeбaльнoм обряде страве. При этом, и он, и иные авторы описывают гуннов, как восточных азиатов, а ничуть не как северных европейцев со светлыми волосами и румяными щечками.

В 6-7-х веках славяне вполне надежно появляются на страницах истории. О них многократно упоминают авторы самых разных народов. В это время они становятся чуть ли не главными врагами Византии, опустошающими и заселяющими северные провинции сами или под аварской властью.

-3

Несмотря на все победы, их военное искусство ничуть не похоже систему гуннов, которые были мастерами конного боя. Славяне по Маврикию – пешие жители лесов, которые воюют не умением, а числом и внезапностью, предпочитают биться в чаще, а на равнине робки и всегда готовы к отступлению. Они ничуть не скотоводы, но возделывают землю и живут ее плодами.

То есть, гунны 4-5-х веков и славяне 6-7-х веков имеют совершенно различный образ жизни, внешность, способ ведения хозяйства и манеру военных действий. Причем, последние, безусловно, были подданными первых, наряду с аланскими и германскими племенами. В их космополитичной империи говорили на разных языках, ни один не был господствующим, хотя славянские наречия, судя по записям того же Приска, имели довольно большое влияние.

-4

Однако же, поскольку Аттила и другие владыки, выводил на поле акациров, утигуров и кутригуров, готов, гепидов, алан и славян, наши предки были лишь одной из частей этого союза и совсем не походили на его основателей, азиатских кочевников. Но как полноправные члены этого объединения, они и являлись теми самыми гуннами, что и все вышеперечисленные.