Здравствуйте, товарищи! На нашем сегодняшнем занятии, я расскажу вам, что это за день - Чёрная суббота и почему нам следует о нём знать. Это история о том, как мир чуть не перестал существовать и был спасён благодаря одному человеку.
Это было 27 октября 1962 года. Субботний день. Впоследствии его называли "днём когда мог кончиться календарь".
Та осень сейчас известна из-за разгара Карибского кризиса. Мир подошёл к порогу новой большой войны, смерть громко постучала костяшками в нашу дверь. Но развернулась и ушла.
Я коротко опишу, какая была обстановка.
В нашей стране у власти был Никита Сергеевич Хрущёв, у американцев - президент Джон Фицджералд Кеннеди.
20 октября президент Кеннеди объявил о начале морской блокады Кубы. Почему? Потому что мы разместили там часть наших ядерных арсеналов.
22 октября СССР отменил отпуска в армии, приостановил увольнение старших армейских чинов и привёл войска в состояние боевой готовности.
27 октября военные атташе СССР в США прислали телеграмму, сообщающую о вторжении американских войск в Кубу в ближайшие 5-7 дней.
А накануне ночью, над Кубой был сбит американский самолёт-разведчик U-2, пилот самолёта погиб. Понимаете, какой градус напряжённости? Военное командование США настойчиво предлагало Кеннеди начать операцию по высадке десанта, но Кеннеди не дал такого распоряжения.
В этот же день, недалеко от берегов кубы не произошло ещё одно событие, случись которое, лидеры стран уже не могли бы ничего остановить.
Б-59
Как вы понимаете, если высшее военное руководство было готово немедленно начать атаку, то силы американцев уже находились где-то поблизости. В тот же день у берегов Кубы находилась группа советских подлодок, высланных туда ранее.
а самая Б-59. Над ней кружит американский вертолёт. Фото из Википедии
Американские моряки обнаружили подлодки стали пытаться заставить их подняться на поверхность и обозначить себя. Так сказать, запрашивали "имя, звание, цель прибытия". Советская подлодка Б-59 в это время перешла в режим полного радиомолчания, то есть связи с высшим руководством не было. Чтобы уйти от американцев, подлодка ушла на максимальную глубину. Теперь связи не стало совсем, толща воды уже не пропускает никакие радиоволны. Все решения теперь принимаются командиром судна.
Борьба с подводной лодкой - нелёгкое дело, но всё-таки некоторые способы есть. Район стали забрасывать глубинными бомбами, радиолокационными буями и всем, что тогда было в арсенале под такие задачи. Но американцы не знали, что Б-59 вооружена ядерным оружием!
Вообще, пуск ядерной ракеты - дело ответственное. Никто не может просто взять и запустить такую ракету (даже президент. У него, конечно, есть ядерный чемоданчик, но даже нажатия той самой красной кнопки недостаточно) без согласования с другими ответственными людьми. Неправильно, чтобы спятивший высший офицер или руководитель имел возможность привести мир к краху. Вот и здесь нужно единогласное решение трёх старших командиров.
А представьте себя на месте экипажа - сидишь в подводной лодке, как в бочке, на глубине 300 метров. Рядом разрываются глубинные бомбы, но пока не попадают. Глухие взрывы слышны постоянно и следующий может оставить вас всех на дне навсегда. Связи нет, нет приказов. А может, уже идёт война? Бомбят ведь сильно. Может быть, сейчас мы могли бы круто помочь своим. В арсенале есть торпеды с атомными боеголовками, а над нами аж 11 эсминцев врага. Это будет хорошая добыча!
Капитан корабля Валентин Григорьевич Савицкий решил дать ответный залп.
«Мы их взорвем, все погибнем, но потопим все их корабли»
Замполит согласен. Нельзя погибнуть просто так, здесь, на глубине. Осталось только мнение третьего офицера - Василия Александровича Архипова.
Представляете всю тяжесть такой ответственности? Последнее слово за ним.
Архипов выдержал. Он убедил командира корабля сначала дать сигнал "Прекратите провокации" и посмотреть на реакцию противника.
Атаки прекратились. Убедившись в том, что экипажу ничего не угрожает, командир дал команду на подъём. Даже подводная лодка не может слишком долго находиться на максимальной глубине.
Обстановка, конечно, оставалась напряжённой. Лодку всё ещё преследовали, но уже на расстоянии, не допуская лишних манёвров. Так продолжалось до ночи. А ночью от Хрущёва полетела телеграмма, объясняющая действия СССР в Кубе и предлагающая пути решения конфликта. Конкретно предложили: мы уберём ракеты из Кубы, а вы из Турции. Предложение было принято, и мир на время был восстановлен.
Мораль? Будь как Архипов! Имей выдержку.
Будь как Савицкий! Будь готов принять ответственное решение!
А как у вас, есть мнения по этой ситуации и конфликту в целом? Пишите в комментарии!