Что ждет одну из самых необычных достопримечательностей Беларуси
Если вы бывали в Слониме, то наверняка обратили внимание на величественное, но разрушающееся здание в самом сердце райцентра. Это большая хоральная синагога. Несколько лет назад ее признали одним из самым важных объектов мирового еврейского наследия. Вроде бы нашелся и потенциальный инвестор, готовый потратиться на реконструкцию. Однако после нескольких аукционов здание нового владельца так и не обрело. Почему так произошло – в репортаже «7 дней».
Четыре века истории
Как гласят исторические документы, здание большой хоральной синагоги возвели в 1642 году в самом центре Слонима. Тогда она входила в пояс оборонительных сооружений. Архитектура синагоги не совсем обычна для аналогичных зданий. Она являлась доминантой исторического городка, к которой сходились все значимые улицы.
Синагога имеет вид базилики с двускатной крышей. На случай войны архитекторы преду-смотрели массивные стены: на нижнем уровне их толщина достигает 1,7 метра. Частично на оборонительное предназначение намекает отсутствие богатого декора. Хотя фронтоны украшены многочисленными пилястрами и нишами.
В 1881 году здание сильно пострадало во время пожара. Однако сразу после бедствия усилиями горожан работу синагоги восстановили. Забвение пришло с началом Второй мировой. Последние молитвы прозвучали в здании в 1939 году. На тот момент население Слонима на 80% состояло из евреев. После войны не осталось почти никого.
Бокал пенного и стаканчик мороженого
Перенесемся в наши дни. Символично, что около здания синагоги расположился городской рынок, ведь именно в торговом ремесле евреи – признанные мастера. Многочисленные палатки и ряды буквально опоясывают старинное здание с нескольких сторон. В будний день возле «кірмаша» немноголюдно и тихо. Хотя, по признанию продавцов, так было не всегда.
– Если бы не пандемия, то сейчас здесь был бы припаркован с десяток туристических автобусов, – говорит Марина, продающая канцелярские изделия. – Хоть синагога и в плохом состоянии, она была интересна туристам, в первую очередь зарубежным.
По словам девушки, последние реставрационные работы в здании проводили лет 10 назад – делали что-то на крыше.
– С тех пор – тишина. Как горожанка, считаю, синагогу и прилегающую территорию нужно восстановить. Так она привлекла бы в Слоним еще больше туристов, – считает Марина.
Местные поговаривают, что из синагоги в соседние постройки ведут несколько подземных ходов.
– Правда это или нет – вопрос. Возможно, реконструкция дала бы точный ответ. Но вполне возможно, что история о подземных ходах – не легенда. Несколько веков назад здесь был целый еврейский квартал. Многие дома сохранили художественные элементы тех лет, – говорит на расставание Марина.
Торговец Григорий хорошо помнит синагогу еще с советских времен. Тогда в здании был склад. А в перестроечное время в небольших пристройках открыли точки общепита.
– Тогда ограждения не было, с противоположной от рынка стороны когда-то работала небольшая пивная и подобие кафетерия. Людей туда приходило много. Часто можно было наблюдать картину: папа идет в пивную, а детей отправляет за мороженым. Но еще в 1990-е пивную и кафетерий закрыли. Вроде бы из-за риска обрушения здания, – поясняет мужчина.
Спрашиваем, можно ли попасть внутрь храма. Григорий категоричен: нет.
– В само здание точно зайти не получится. А вот на территорию – вполне. Школьники постоянно там бегают, – говорит он.
И действительно: проникнуть на территорию объекта историко-культурного наследия оказалось несложно. На поиски лаза не ушло и пяти минут. Вблизи здание выглядит еще более удручающе. На стенах – массивные трещины, а кирпичные арки грозят вот-вот развалиться. Понятно одно: если в ближайшее время не начать реставрацию, Беларусь может лишиться одной из самых необычных достопримечательностей.
Попытки начать восстановительные работы в синаноге предпринимались давно. В начале ХХI столетия ее реконструкцией занималось Иудейское религиозное объединение Беларуси. Однако тогда удалось лишь отремонтировать кровлю, но и она со временем пришла в негодность. Несколько лет назад судьбой святыни озаботился британский Фонд еврейского наследия. Его силами отремонтировали крышу, обследовали крупные повреждения. Пошли разговоры о выкупе здания в собственность для последующей реставрации.
Фонд уже дважды выражал желание участвовать в аукционах в нынешнем году. Однако из-за высокой, по мнению потенциального инвестора, цены (более 130 тысяч рублей) сделка не состоялась. Британский фонд готов заплатить за синагогу примерно в два раза меньше.
Главная ценность синагоги заключается в сохранности ее внутреннего убранства. Несмотря на годы запустения, в здании уцелела лепнина, роспись купола и непосредственно сама бима – место, где происходит чтение свитка торы. Высота зала синагоги достигает 11,8 метра, тем самым придавая помещению объем. В декоративном решении интерьера применена техника гризайль.
Что дальше?
В понедельник, 19 октября, прошли уже третьи в этом году торги, где попытались продать здание. Их организатор – комитет государственного имущества Гродненского облисполкома. В организации пояснили: по условиям продажи синагогу придется реконструировать. Два года дается на разработку проектной документации для проведения реставрации. А окончательно ввести строение в эксплуатацию необходимо максимум через пять лет после заключения договора купли-продажи. При этом владелец обязан сохранить все художественные особенности синагоги, элементы экстерьера и интерьера.
Стоимость лота по сравнению с первоначальными торгами снижена до 61,65 тысячи рублей.
– Это сделано согласно законодательству, которое предусматривает поэтапное снижение начальной цены, – пояснила заместитель председателя комитета Светлана Лендина. – На втором аукционе стартовую стоимость лота снизили на 10%. Сейчас – на 51%.
Пока на участие в аукционе не поступило ни одной заявки. В том числе от британского Фонда еврейского наследия.
– Если не найдется ни одного желающего приобрести этот лот, торги не состоятся. По законодательству даже если будет подано одно заявление, аукцион признают несостоявшимся. В таком случае единственному участнику торгов, если он подаст соответствующее заявление, объект могут продать по начальной цене плюс пять процентов стоимости.
Специалист добавила: не участвовал Фонд и в предыдущих двух торгах.
– Организация сообщала только о заинтересованности в объекте. Но никаких других действий, кроме обращений к властям, не было. Мы рассказали все законодательные тонкости и объяснили порядок участия в аукционе. Но, повторюсь, на очередные торги (к 12 октября. – Прим. авт.) не подано ни одной заявки, – резюмировала Светлана Лендина.
Так или иначе, результат аукциона станет известен уже в следующий понедельник. Мы обязательно проследим за судьбой объекта.
Александр НОВОХРОСТ.
Фото Павла ОРЛОВСКОГО