Найти в Дзене
Space Foundation

История прототипов Starship

Давайте окунемся в историю разработки корабля Starship от компании SpaceX
Оглавление
От Mk1 до SN8
От Mk1 до SN8

Итерационная разработка космического корабля Starship компании SpaceX началась в 2019 году, за год кампания практически с нуля создала инфраструктуру для изготовления и испытания прототипов. Были отработаны многие процедуры и выявлены проблемы. Давайте посмотрим с чего все начиналось.

В начале был Starhopper

В 2018 году начались работы по созданию аппарата Starhopper, целью которого стала отработка процедур управления двигателем Raptor в полёте.

Сборка корабля велась в прямом смысле на улице
Сборка корабля велась в прямом смысле на улице

Несмотря на такие "спартанские" условия и потерю конуса из-за сильного ветра, Starhopper совершил два прыжка на 20 и 150 метров, а также помог выявить некоторые проблемы с двигателями Raptor.

Прыжок Starhopper на 150 метров
Прыжок Starhopper на 150 метров

Первый полноразмерный прототип - Mk1

Ещё перед прыжками Starhopper, на будущую сборочную площадку начали доставлять части Starship Mk1, которые являлись уже готовыми сегментами, которые собирали вместе. Учитывая, что производство ещё не было налажено, это было разумным временным решением.

С готового сегмента снимают транспортировочную оболочку
С готового сегмента снимают транспортировочную оболочку

И вот прототип собран, установлен обтекатель, даже три двигателя Раптор. Грядет Starship Update!

Полностью собранный  Starship Mk1
Полностью собранный Starship Mk1

На презентации Илон Маск ставит нереализуемую цель - орбита до конца года. Это вызывает бурный всплеск противоречий и споров. А потом SpaceX теряет Mk1 на криогенных испытаниях... Это бузысловно было неожиданным ударом по программе параллельной разработки (о ней позже).

Разрушение Mk1 в процессе криогенных испытаний
Разрушение Mk1 в процессе криогенных испытаний

Прототип, который не смог - Mk2

Starship Mk2
Starship Mk2

Одновременно с Mk1, на площадке в Cocoa, Флорида, собирали Starship Mk2. По первоначальной задумке две команды должны были вести параллельную сборку прототипов, там самым обе бы получали нововведения и быстрее выявляли проблемы.

Но после уничтожения Mk1 работы команды Cocoa были свёрнуты, а сборка остановлена. Решено было сосредоточить силы и средства в одном месте. Оглядываясь назад это можно назвать верным решением.

Промежуточные итоги

Прошло почти полгода, а результаты удручают, нужны решительные действия. И они не заставили долго ждать:

— Сосредоточение производства и разработки в Бока Чика(Boca Chica);

— Серьезное изменение конструкции, Mk сменились на SN(Serial Number);

— Отмена Mk2, Mk4;

— Mk3 заменён на SN1;

Новый вектор развития - SN1

Starship SN1 на испытательной площадке
Starship SN1 на испытательной площадке

Starship SN1 резко отличался от Mk1, не только внешне, но и внутренне. Теперь сборка осуществлялась на месте, началось активное строительство инфраструктуры.

К сожалению, прототип не прошёл криогенные испытания, как это было с Mk1.

Неудачные криогенные испытания SN1
Неудачные криогенные испытания SN1

Основной проблемой стала шайба, которая принимает на себя осевую нагрузку двигателей. Планы поменялись и SN2 ждала совсем другая судьба.

Минимальная готовность - SN2

Starship SN2
Starship SN2

После неудачи SN1 перед командой стояла задача устранить проблему с шайбой. Для этих целей и был собран SN2, от которого не требовалось совершать прыжки.

Криогенные испытания SN2
Криогенные испытания SN2

Испытания прошли успешно, и прототип остался цел(даже сейчас он стоит в Бока Чика).

Досадная ошибка - SN3

Казалось, что после успеха SN2 проблемы исчезли, и путь к следующей ступени - прожигу открыт. Но, как это часто бывает, вмешался случай. Из-за нарушения порядка тестирования верхний бак просто "сложился" и частично разрушил нижний бак.

Прототип-франкенштейн - SN4

Неприятная потеря SN3 не прошла бесследно. Юбка от него перекочевала на SN4, и как мы потом узнаем вполне успешно. Благодаря этому прототипу были проведены сразу несколько прожигов двигателей Раптор(их было несколько, они менялись). Но во время последнего прожига была попытка тестирования GSE(Ground Support Equipment), она закончилось неудачей и поразивших всех взрывом.

Близнецы - SN5 и SN6

После взрыва SN4 проблемы с инфраструктурой были окончательно решены, а предыдущие процедуры многократно обработаны. Все это помогло прототипам SN5 и SN6 совершить прыжки на 150 метров и успешно приземлиться. И все это на 1 двигателе с асимметрией тяги!

Новые горизонты - SN7, SN7.1

Эти прототипы чем-то напоминали SN2, они также создавались для испытания новых технологий роботизированной сварки и нового вида стали. Оба бака тестировали на предел давления(на разрыв), но SN7.1 был доработанной версией SN7

К звездам - SN8

Starship SN8 впервые со времен Mk1 получил крылья, а также стал первым прототипом, который прожгли с тремя Рапторами одновременно! В скором времени установят обтекатель, проведут еще один прожиг и совершат прыжок на 15 км!

Пожелаем удачи SpaceX, а вам спасибо за прочитанный материал)