Найти в Дзене
Роман Малышев

История успеха Яндекс: История успеха Yandex: от незаметного стартапа до гиганта интернет-бизнеса.

Оглавление

Команда Yandex словно воплотила на своём примере утопию о счастливом будущем. На сегодняшний день в компании около 2 тысяч сотрудников, средний возраст которых примерно 29 лет. Это поколение, уже не представляющее себе жизни без Yandex. Им кажется, что он был всегда. Только один отдел может занимать несколько этажей. Руководство Яндекса заботится о том, чтобы их сотрудники были всем довольны и не думали перебежать куда-то ещё. Им оплачивается медстраховка, мобильная связь, покупки необходимой для работы литературы. И даже компенсируются затраты на питание!

История успеха: начало

А началось всё с того, что в далёком и еще «до интернетовском» 1987 году один из основателей Яндекса Аркадий Волож начал заниматься вопросами поиска информации по патентной базе. Илья Сегалович – второй партнёр знаменитого тандема, а ныне технический директор компании, подключится позже. Через два года, в 1989 году, Волож создаёт вместе со своим партнёром-американцем CompTek – компанию, поставлявшую в Россию из-за рубежа персональные компьютеры.

С 1990 года Волож начал разрабатывать программное обеспечение для поиска информации в интернете. Поиск конечно же существовал и до этого, лидерами в этой сфере был Rambler, Yahoo. В те годы вся информация в рунете исчислялась несколькими гигабайтами и могла уместиться на одной флешке. Так что поисковых возможностей этих систем вполне хватало.

-2

Однако поисковые системы были несовершенны. Они основывались на зарубежной морфологии, в основном английского языка, в котором слова не склоняются. К тому же поиск не воспринимал более 1-2 слов. Поэтому искать было достаточно затруднительно. Ведь поисковые роботы не воспринимали связанные словосочетания, не учитывали падежные окончания слов.

Эксклюзивным новаторством Яндекса было то, что его создатели впервые стали использовать морфологический поиск, то есть поиск с учётом падежных окончаний и изменяемости слов русского языка.

Любопытно и то, что в поисковой системы был использован принцип Библии. В Библии существуют множественные ссылки на каждое слово. Точно по такому же принципу была настроена поисковая система Яндекса. Достаточно пользователю ввести в поисковую строку словосочетание из 2-3 слов, и работы-поисковики прошерстят огромное количество сайтов и выдадут в поисковой выдаче предложения, в которых встречаются именно эти словосочетания.

Яндекс: успех и развитие

23 сентября 1997 года машина поиска Яндекс была официально представлена на выставке Softboll. На тот момент она могла обеспечить столь эксклюзивные на тот период функции, как проверка уникальности текстов, поиск по точным словоформам и оценку релевантности, то есть оценку того, насколько ответ соответствует запросу. Через пару месяцев был реализован естественно-языковой запрос. Это значит, что если лет 15 назад пользователям нужно было выражать запросы в телеграфном стиле, то сейчас в интернете с роботами-поисковиками можно общаться, как с людьми, задавая им обычные вопросы, типа «где купить телевизор» и получать нужные ответы на свой вопрос.

Яндекс постоянно совершенствуется и развивается. Через год пользователи уже могли сортировать результаты поисковой выдачи по дате последнего изменения, искать в определённом диапазоне времени и даже найти «похожий документ». 1999 год – время бурного роста Рунета в целом. Вместе с ним развивался и Яндекс, оптимизируя и ускоряя просмотр сайтов.

-3