Верю я и верить буду,
Что от сих до оных мест
Божество разлито всюду -
От былинки вплоть до звезд.
Не оно ль горит звездами,
И у солнца из очей
С неба падает снопами
Ослепительных лучей?
В бездне тихой, черной ночи,
В беспредельной глубине
Не оно ли перед очи
Ставит прямо вечность мне?
Не его ль необычайный
Духу, сердцу внятный зов
Обаятельною тайной
Веет в сумраке лесов?
Не оно ль в стихийном споре
Блещет пламенем грозы,
Отражая лик свой в море
И в жемчужине слезы?
Сквозь миры, сквозь неба крышу
Углубляюсь в естество,
И сдается - вижу, слышу,
Чую сердцем божество.
Не оно ль и в мысли ясной,
И в песчинке, и в цветах,
И возлюбленно-прекрасной
В гармонических чертах?
Посреди вселенной храма,
Мнится мне, оно стоит
И порой в глаза мне прямо
Из очей ее глядит.
Владимир Бенедиктов
История призвания Моисея — это история парадоксов. Парадокс — это сочетание не сочетаемого. Куст горит, но не сгорает. Сочетание не сочетаемого — это характерный для Творца способ привлечь внимание. И не один только Моисей, но все мы сталкиваемся с парадоксами в своей жизни. Все знают, что зеленое и красное не сочетаются (не будем о безумии современной моды). Но в природе они прекрасно гармонируют. Разве розу не называют королевой цветов? А если по-сложнее? Как насчет красного, оранжевого и зеленого? Не сочетается вместе? Светофор? Но это сосновый лес. Какого цвета хвоя? Зеленая. Какого цвета ствол? Оранжевый. Какого цвета кора в нижней части ствола, если поскрести? Бордово-красная! Огонь и терновый куст не сочетаемы. Ну, вернее, сочетаемы, но ненадолго. Бог не набрасывается, Бог влечет, старается привлечь внимание вдумчивого наблюдателя. Как деликатно Бог обращается с нами! О, какой урок в этом для всех нас! Для всех, кто призван наставлять, передавать, учить, делиться, проповедовать, воспитывать. Хочешь быть услышанным? Привлеки внимание. Первый парадокс — деликатность, сам способ, которым Бог обращается к Моисею. Бог не набрасывается, не навязывается человеку. Бог влечет. Как Бог привлекает внимание? Парадоксом.
Но этим парадоксы не исчерпываются. Когда Моисей подходит ближе, на расстояние разговора (по-моему, если не ошибаюсь, это называется молитвой) Бог обращается к Моисею с новым откровением: «Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». Бог влечет человека, но сам же и останавливает его, когда он приближается! Некоторые веши можно увидеть, только если есть контраст. Некоторые звуки можно услышать, только если есть тишина. Некоторые истины можно осознать только в уединении. Святость требует особого, трепетного, осторожного отношения. Когда интерес человека к Богу возрастает настолько, что человек приближается к Богу на расстояние разговора с Ним, Бог начинает открывать человеку красоту святости, но это требует контраста благоговения. Если человек хочет большей близости, то это требует трепетного отношения. Парадокс. Но для того, чтобы получилась музыка, необходимо точно попадать в тональность.
По сути, с Моисеем происходит то же самое, что и с кустом. Что Бог говорит Моисею образом горящего куста? Какую смысл несет в себе этот образ? Бог есть огонь поядающий. Грешник в его присутствии должен быть испепелен. Такова суровая действительность, к которой мы привыкли. Преступление требует наказания. Но Бог показывает Моисею, что можно иначе. Бог — это не только тот огонь, что испепеляет, но еще и тот, что животворит. Всему, что живо, свойственна гибкость, изменчивость. И Моисей меняется. Под действием Божьих слов он покоряется благоговению. То, что мертво, не гнется, не меняется — оно сгорает в этом огне. Грешник может приближаться к Богу и не погибнуть — в этом суть образа горящего, но не сгорающего куста. Грешник в присутствии святого Бога — это парадокс, как и Христос, образом которого и является этот горящий куст. Ведь этот образ сочетает в себе две не сочетаемые природы: терновый куст и огонь, человек и Бог. Человек и Бог одновременно — разве не парадокс?
Ну и последний, наверное, парадокс заключается в том, что в то время, когда Моисей считал себя готовым к тому, чтобы вывести Израиль из Египта, Бог так не думал. А вот когда Бог решил, что Моисей — подходящий кандидат, Моисей всячески показывает, что он так не считает. Удивительно просто, с каким терпением Бог отвечает на все возражения Моисея. Но только до тех пор, пока Моисей не переходит черту. И тогда огонь, который может животворить, превращается в тот, что испепеляет. Бог животворит смиренного кающегося грешника, но он испепеляет самонадеянного непокорного гордеца. Парадоксально. Как мы представляем себе человека, который может руководить? Сильный? Смелый? Красивый? Уверенный? Вот то-то и оно, что этого всего не достаточно, чтобы быть руководителем Божьего народа. Лидером, учителем, наставником может быть только тот человек, который явно видит, что его способностей, навыков, знаний, опыта не достаточно, чтобы выполнить поставленную задачу. Богу нужны настолько «пустые» люди, чтобы в них мог поместиться Бог. И это тоже парадокс.
«Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков. Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1Кор.25-29).
Бог зовет тебя голосом истины.
Голос этот ты в детстве слыхал.
Хочет Он, чтобы ярко и искренне
Твой алтарь для Него воспылал.
Припев:
На пути будут ветры гонений,
И затишье как мель и обман,
И подводные камни сомнений,
И неверья гнетущий туман.
Без Христа мир пронзающе холоден,
И его обещанья пусты.
Ах, как важно бесценную молодость
По святому направить пути.
В состоянии сына заблудшего
Отыщи Вифлеема звезду,
И промолви, любовью разбуженный:
"Я иду, Иисус, иду".
П. Лященко