Взгляд на американских индейцев как на примитивных, низших людей и поклонников сатаны можно увидеть в инструкциях 1523 года, данных первым 12 испанским миссионерам в Новой Испании. В этих инструкциях миссионерам говорилось, что индейцы находятся под контролем сатаны, пленены тщеславием идолов и должны быть искуплены в христианстве.
В 1527 году испанские силы вторжения численностью 600 человек под предводительством Панфилио де Нарваэса высадились где-то недалеко от современной Тампы, Флорида. Испанцы в поисках золота и богатства отправились в долгое путешествие на север. Индийские народы региона встретили их враждебно, и испанские солдаты обнаружили, что их доспехи почти бесполезны, поскольку индийские стрелы со змеиными зубами, костью или кремнем пробивали сталь. В конце концов, потерпев поражение, выжившие испанцы построили пять лодок и попытались плыть в Мексику, но добрались только до острова Галвестон в Техасе. Выжили только четыре члена: Нарваэс, Альвар Нунес Кабеса де Вака, Андрес Дорантес и черный раб Эстеван (также известный как Эстеванико и Эстебан). Они жили среди индейцев прибрежного Техаса, вероятно, Каранкава , в течение нескольких лет находились в состоянии полурабства, но наконец сумели бежать и вернуться в Мехико в 1536 году.
В 1543 году Альвар Нунес Кабеса де Вака опубликовал отчет о своем опыте. В этом рассказе он рассказал, что слышал о больших городах с большими домами на севере, и таким образом он вдохновил других испанских исследователей искать на севере новые земли для завоевания.
В 1550 году король Карл созвал ведущих испанских богословов и ученых в Вальядолид, чтобы определить критерии, по которым можно вести справедливую войну против коренных американцев. Бартоломе де Лас Касас представил идею о том, что христианство следует распространять добротой и примером, а не мечом. В 1554 году Франсиско Лопес де Гомара, один из злейших врагов Бартоломе де Лас Касас, опубликовал свою «Historia general de las Indias» («Всеобщую историю индейцев»).
Он описал индейцев как худших людей, которых когда-либо создавал Бог, и считал, что их следует поработить, потому что они не заслуживают свободы. Лопес де Гомара никогда не был в Америке.
В 1576 году английский мореплаватель сэр Хамфри Гилберт опубликовал книгу, в которой утверждал, что Северная Америка является островом и что раньше ее называли Атлантидой. В следующем году сэр Хамфри Гилберт получил патент на открытие и занятие земель Северной Америки, не оккупированных Испанией. Согласно юридической фикции Доктрины открытий, христианские народы получили право занимать любые земли, которые не находились под властью христианского монарха. С американскими индейцами, конечно, не консультировались, и они не рассматривались как имеющие какие-либо законные права.
В 1585 году два англичанина - художник Джон Уайт и Томас Харриот, выпускник Оксфорда, получивший образование в области математики и географии, - были отправлены в Вирджинию для создания полномасштабного естествознания страны. Это должно было включать описания людей, растений, животных и ландшафта. Что касается портретов индейцев, созданных Уайтом, то он очень тщательно пытался передать точное и сочувственное изображение людей, которых он знал. Его индейцы были загорелыми, они принимали позы, которые выглядели неуклюже в европейских глазах, а их лица, казалось, отражали азиатское происхождение.
Чтобы записать алгонкинские языки региона, Харриот разработал новый фонетический алфавит для записи индийских слов. Благодаря этому звуки были стандартизированы, и любой, кто знал систему, мог произнести любое написанное в ней слово.
Что касается влияния картин Уайта, то поколения британских историков использовали иллюстрации Уайта для описания коренных американцев, даже из других регионов».
В 1588 году был опубликован « Краткий и достоверный отчет о новой найденной земле Вирджиния» Томаса Хариота. Хариот, владевший языком, дал полную картину индийской жизни, религии, правительства и социальной структуры. Он был чувствителен к изменениям, произведенным в этой жизни приходом европейцев; он сообщил о мучительном недоумении индейцев по поводу болезни, убившей так много из них.
В 1588 году европейцы, твердо убежденные в том, что все люди произошли от Адама и Евы в мифическом Эдемском саду, попытались объяснить присутствие индейцев в стране, находящейся далеко от того места, где, как предполагалось, существовал Эдемский сад. В «Истории естественной морали индейцев» испанский монах Хосе де Акоста постулировал, что американские индейцы прибыли в Новый Свет, пройдя через наземный мост из Азии. Он предположил, что это перемещение могло произойти за 2000 лет до прибытия испанцев. Эта причина не была основана на индийской устной традиции или на каких-либо веских доказательствах. Причина, по которой он придерживался этой предпосылки, заключалась в том, что он считал, что человеческий вид произошел в Старом Свете на основании учения Библии. Но перед Акостой также стоила задача объяснить, как потомки Ноя стали идолопоклонническими варварами Нового Света. Для этого он предлагает теорию их вырождения до состояния дикости и последующего переосмысления культуры под опекой сатаны.
В 1588 году гравюры в книге «Великие путешествия» Теодора де Бри изображают индейцев, напоминающих классические европейские фигуры.
В 1591 году Теодор де Бри опубликовал многотомный труд « Америка» , который стал стандартным справочником по Северной и Южной Америке. Работа иллюстрирована гравюрами якобы по рисункам, которые сделал Жак ле Муан де Морг, участник экспедиции Жана Рибо в Новый Свет. Однако рисунки ле Муана не сохранились. Де Бри также использовал гравюры по рисункам Уайта из книги Харриота, которую он тоже печатал в те годы. Изображения коренных американцев в книге основаны на моделях позднего Возрождения, которые сами были вдохновлены вызывающим восхищение классицизмом Греции и Рима. Эти изображения были одними из самых ранних «неоклассических» изображений американских индейцев в романтическом обличье «благородного дикаря».