Найти тему

Быт Зырян (Коми). 1848 г.

Описание одного из народов, населявших Архангельскую губернию - Зырян, в оригинальном источнике довольно подробное, поэтому текст разбит на несколько частей:

1. Описание народа Зыряне.

2. Дом и быт Зырян.

3. Одежда Зырян.

Часть вторая. Дома и быт Зырян.

Сергель С. И. В Зырянском крае. 1906.
Сергель С. И. В Зырянском крае. 1906.

Дома Зырян, по их туземному – «керки», обыкновенно строятся высокие, одноэтажные: но всегда небрежно, как попало, без плана, симметрии и тщательности в отделке.

Так как дух и формы быта одинаковы у бедных и у богатых, то, при постройках, везде соблюдается характер однообразия, и расположение частей строения основывается на одних и тех же технических приемах. К лицевой стороне дома пристраивается открытое крыльцо, с небольшим навесом. По узенькой лестнице, в шесть или восемь ступеней, вы входите в сени, по-зырянски – «пось-воздзь»; тут пред вами три двери – «одзесь»: прямо, налево и направо. Дверь, что прямо, ведет в обширный сеновал. Дверь налево, грязная и закопченная, ведет в так называемую черную избу, всегдашний любимый покой Зырянина. Наконец, направо, идет в «кум» - горницу, чаще холодную, потому что печь в такой комнате считается излишнею принадлежностью: здесь хозяин справляет все домашние пиршества, а в праздники угощает друзей и знакомых. В черной избе, пол, стены и потолок в пыли, в грязи и во всяких нечистотах, которые лишь раз в год, перед Пасхой, отмываются ленивыми жильцами. При входе в нее, надобно сперва приготовить зрение, чтобы равнодушно смотреть на господствующую всюду неопрятность, не говоря уже об обонянии, которое не в силах выносить господствующего удушливого воздуха.

Сергель С. И. В Зырянском крае. Дом богатого Зырянина.
Сергель С. И. В Зырянском крае. Дом богатого Зырянина.
Сергель С. И. В Зырянском крае. Дом богатого Зырянина, вид сбоку.
Сергель С. И. В Зырянском крае. Дом богатого Зырянина, вид сбоку.
Сергель С. И. В Зырянском крае. Дом  бедного Зырянина.
Сергель С. И. В Зырянском крае. Дом бедного Зырянина.

Но зато в другой половине дома и чисто, и опрятно, и все на месте. Стены и печь (если хозяину заблагорассудилось скласть ее), нередко выбелены; лавок и полатей нет; окна высокие, симметрически расположенные; подле образов отсвечивают яркостью красок народные картины, большею частью религиозно-нравственного содержания, например «Страшный Суд», залитый краскою огненного цвета; «смерть грешника-сребролюбца», и т.п. Бывает и кой-какая мебель: в переднем углу – расписанный яркими красками стол, два-три стула домашней работы; у дверей – шкаф с лучшей домашней посудой, чашками, яндовами, стаканчиками, чаще оловянными и медными.

Сергель С. И. В Зырянском крае. Печь и вход в подвал.
Сергель С. И. В Зырянском крае. Печь и вход в подвал.

Слабое развитие в народе вкуса и отсутствие мастерства вообще причиною, что домашняя и хозяйственная утварь чрезвычайно грубой отделки. Роды ее, столь многоразличные в других местах, здесь ограничиваются только самыми простейшими и необходимыми. Общеупотребительную у Зырян кухонную посуду – «дозмук», составляют: «шомес» - квашня, «порт» - медный котел, «гырнич» - горшок, «нянькуд» - хлебница, «тасьты» - чашка, «дар» - поваренка, «солдоз» - деревянная солонка, «пан» - ложка. Прочая домашняя утварь: «пызан» - стол, «пурт» - ножик, «пельса» - кадца, «нянь-зыр» - лопата, которой вынимают из печи хлеб, «пер» - ступа, «тоин» - пест, и «пеша» - светец. «Гыр» и «тоин» по важности их назначения, занимают в хозяйстве самое почетное место: если Зырянин построил новую керку, то первые житейские вещи, которыми он озаботился заранее обзавестись, это «гыр» и «тоин», без которых он не вкушал бы любимых своих «азя-шид» - род щей, и сидел бы чуть не голодный, потому что ячмень для этих щей приготовляется в ступе: ступа эта делается из толстого ствола березы, или другого какого-либо дерева, внутри выдолбленного; в дно ее врезывается крепкий камень; в вышину бывает она до пяти четвертей, и вместимостью равняется четверику. «Пеша» - деревянный светец, с железной, раздвоенной пластиной, служит подсвечником, куда втыкается не свеча, употребление которой мало здесь известно,а лучина – «сартас»: смотря по надобности, «пеша» может освещать полати, с полатей переходит на печку, с печки на лавку, с лавки на пол, словом – куда угодно.

Сергель С. И. В Зырянском крае
Сергель С. И. В Зырянском крае

В пище Зыряне неразборчивы и, кроме соли и капусты, не употребляют никаких приправ к кушаньям. Повседневная скоромная пища состоит из «иовва-шид» - щей с яичной крупой, сваренных на сыворотке или на подделье, молока – «иов», и разных без начинки яичных пирогов – «ид-нызя-пирег», облитых маслом. По праздникам прибавляются: рыбный пирог – «чери-нянь», студень из бычьих ног; щи со свининой, а где нет свинины – уха; «рок» - ячная каша; «чэмэр» - такая же каша, но не вареная, а только замешанная густо на чухонском масле; «ляз» - сладкая размазня, или кисель, сваренный из сухой толченой черемухи. Щи с говядиной варят редко, а больше с дичью; телятины, баранины, петухов и кур, в деревнях вовсе не едят. Обыкновенная пища в посты: «азяшид» - щи с ячной крупой и кислой капустой; потом – овощи и грибы. Всегдашний напиток: «ырэш» - квас, приготовленный из одной ржаной муки; праздничный: «сур» - пиво. Хлебное вино называется «курыд» - горькое; о других винах Зыряне не имеют никакого понятия.

Сергель С. И. В Зырянском крае
Сергель С. И. В Зырянском крае

Вообще, о ремесленности, Зыряне имеют весьма ограниченные понятия. Не отличаясь особенной сметливостью и изобретательностью, они знают только те отрасли ее, для которых не нужно большого запаса сведений и способностей, и без которых нельзя обойтись в самом младенческом состоянии народного быта. Таким образом, они умеют приготовить для себя кое-как земледельческие орудия, домашнюю и хозяйственную утварь, платье, обувь – и только. Ремесленные снаряды их также незначительны, и, на взгляд, самой посредственной работе; мужские: «чер» - топор, «пыридз» - пешня, «куз-пыр» - пазьник, «гогын» - струг; женские: «печкан» - пряслица, «зу» - щеть, «черс» - веретено, «ректан» - мотовило, «няр-ян» - снаряд, которым мнут лен и конопель, «кыан-завод» - ткацкий станок, и некоторые другие. Ремесла портняжное и сапожное, в первобытном состоянии народа, едва ли были ему известны: доселе в языке Зярянском нет слов «портной» и «сапожник»; а это доказывает, что с возрастающими лишь потребностями, ремесла эти впоследствии привились к народу, и привились в виде, упрощенном до крайности, и именно на столько нужно, чтобы покрыть главнейшие житейские нужды. Нет сомнения, что при дальнейшем развитии, народ улучшит во многом свой быт, заимствуя по крайней мере такие ремесла, которые более согласны с его образом жизни и сферою деятельности. В доказательство, что это делается уже на наших глазах, приведем следующий пример: Зыряне не очень давно узнали употребление телег, прежде им вовсе неизвестных; теперь не только все пользуются ими везде, где только позволяет местность, но уже, большею частью, особенно на станциях имеют для проезжающих весьма прочные тарантасы, легкие, качкие, поместительные, и притом – собственной, домашней работы.

Первоисточник текста: Военно-статистическое обозрение Российской империи : издаваемое по высочайшему повелению при 1-м отделении Департамента Генерального штаба [трудами офицеров Генерального штаба]. - СПб. : Тип. Деп. Ген. Штаба, 1848-1858. - Загл. Т. 16, ч. 5 : Статистические описания губерний и областей Российской империи, по высочайшему повелению издаваемые Департаментом Генерального штаба Военного министерства.

Т. 2 : Северо-Восточные губернии : Ч. 1-4. - 1850-1853.

Т. 2, ч. 1 : Архангельская губерния / [по рекогносцировкам и материалам, собр. на месте, сост. Циммерман]. - 1853. - [6], 282, [24] с., [5] л. табл. : табл. - На шмуцтит. загл. : Военно-статистическое обозрение Архангельской губернии.

Фотографии из книги: Сергель, Сергей Иванович. В Зырянском крае / С. Сергель. - М.; Л. : Госиздат, 1928 (Тип. Госиздата "Красный пролетарий"). - 79, [1] с. : фото, карты.