Когда не надо оглядываться ни на кого и можно строить дом своей мечты.
Листайте фотографии домов стрелочками сбоку
Дом Мельникова на Арбате (Москва, Россия)
Константин Мельников был лидером советского авангарда и мечтателем, который смотрел в будущее. Дом для своей семьи он строил так могло бы выглядеть жилище советской коммуны в будущем.
При этом Мельников не был богат, и строил из самых доступных на тот момент материалов — кирпича и дерево, никаких экспериментов и инноваций.
Это один из самых узнаваемых видов: два частично врезанных друг в друга цилиндра и шестиугольные окна по фасаду. А внутри дом как будто раскрывается снизу вверх: низкий первый этаж — а на третьем светлая студия, на крыше — открытая терраса. Однако внутри дома нет несущих стен, и помещения практически не изолированы друг от друга — это мечта об открытости и общности.
А вот мебель в доме старинная, основательная, никаких экспериментов. Удивительно, но она вполне сочетается с такой архитектурой и планировкой.
«Кабанон» Ле Корбюзье (Рокбрюн-Кап-Мартен, Франция)
Хижину на Лазурном берегу великий французский модернист построил себе уже на закате жизни. Он мог позволить себе практически что угодно, и тем более вызывающим выглядит минимализм: весь домик — площадью 15 кв. метров, построен из брёвен и фанеры.
Но простота обманчива. Ле Корбюзье разработал модульную систему в архитектуре, важную роль в его мировоззрении играли человеческие пропорции. И свой собственный дом он проектировал как воплощение этих идей.
Ни один сантиметр не пропал просто так, дом максимально приспособлен к повседневной жизни мастера во всех её мелочах.
Было учтено даже то, что домик построен рядом с рестораном (Ле Корбюзье не нужна была кухня, дверь вела сразу в ресторан), и то, что он жил там один — для семьи он строил бы совсем иначе.
Дом Оскара Нимейера (Casa das Canoas, Бразилия)
Нимейер был модернистом и учеником Ле Корбюзье. Но если учитель ставил во главу угла функциональность и эргономичность, то Нимейер делал акцент на экспрессии, чувственных линиях, он заставлял бетон быть пластичным. И в своём собственном доме — тоже.
Стекло, сталь и бетон — и при этом волны и плавные линии. В центре композиции — природная гранитная глыба, которая находится частично внутри дома — для Нимейера все границы были условностью. И первый этаж дома, где расположены кухня и гостиная, — полностью прозрачен.
Экспериментальный дом Алвара Аалто (остров Мууратсало, Финляндия)
Алвар Аалто строил свой дом в 1950-е и фактически ставил на нём опыты. Разные куски стен построены из разных типов кирпича.
Варьируется и способ кладки, и состав раствора — архитектору надо было знать, как ведут себя материалы и как изнашиваются.
Он экспериментировал с солнечным отоплением, со светом и организацией пространства — и всё это в собственном летнем доме, чтобы ничто не могло ограничивать его. Кроме дома, он построил на участке финскую баню, хозяйственные постройки и лично спроектировал причал для катера.
Дом Вальтера Гропиуса (Линкольн, США)
Вальтер Гропиус — основатель школы Баухаус и одноимённого направления в архитектуре. Его называют одним из самых влиятельных архитекторов XX века, и отголоски его идея мы можем видеть и в Москве, и в Екатеринбурге, и в городах по всему миру.
Свой дом в Массачусетсе Гропиус строил когда только эмигрировал в США, и даже в нём он демонстрировал основной принцип Баухауса: что удобно, то и красиво.
Он показал, как в современном, даже модернистском дизайне могут использоваться обычные предметы интерьера массового производства.
Сам дом прямоугольный, с плоской крышей, без особых украшений — за исключением крыльцы и входа в комнату дочери с винтовой лестницей. Но ленточное остекление по периметру, строгие цвета в интерьере (чёрный, белый, светло-серый и земляной), новейшие технологии в звукоизоляции и вентиляции показывают, что это не типовой дом без идеи. Напротив, он как раз воплощение идей, на десятилетия захвативших умы архитекторов.