Найти в Дзене
Музей А.С. Пушкина

«Хвала лицейским!». Часть 1

А.Е. Мартынов. Царское Село. Садовая улица. 1821-1822. (фрагмент) Из собрания ГМП
А.Е. Мартынов. Царское Село. Садовая улица. 1821-1822. (фрагмент) Из собрания ГМП

19 октября в честь Дня Лицея Государственный музей А.С. Пушкина провел на своей странице в Instagram праздничную викторину «Хвала лицейским!». Чтобы выиграть замечательные музейные призы, участники должны были ответить на 10 нехитрых вопросов. По завершении испытания мы решили проделать «работу над ошибками» и прокомментировать правильные (и неправильные) ответы.

А.П. Рокштуль. Император Александр I. 1817. Из собрания ГМП
А.П. Рокштуль. Император Александр I. 1817. Из собрания ГМП

1. Для начала, как обычно, легкая разминка. Кто из этих правителей основал Лицей?

А) Елизавета Петровна – 46 голосов

Б) Екатерина II – 77 голосов

В) Павел I – 28 голосов

Г) Александр I – 196 голосов

Проект о создании Царскосельского Императорского Лицея был подписан императором Александром I 12 августа 1810 года, а открытие этого привилегированного учебного заведения состоялось в 1811-м - 19 октября. Несмотря на то, что в будущем у Александра Сергеевича Пушкина сложатся непростые отношения с Царем-освободителем, он будет до конца жизни благодарен ему за это решение:

Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей.
(А.С. Пушкин. «19 октября»)

Императрице Елизавете Петровне обязан своим основанием и поныне здравствующий Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (1755 год). Поклонница прогрессивных идей французских просветителей, Екатерина II учредила Смольный институт благородных девиц (1764 год) – первое в России женское учебное заведение.

Что до Павла I, то его волновали не столько вопросы образования, сколько армейской дисциплины. Он как огня боялся революционных настроений, а потому запретил в Россию ввоз иностранных книг и не отпускал своих подданных на учебу за границу.

Неизвестный художник. Михаил Михайлович Сперанский. 1811-1812. Из собрания ГМП
Неизвестный художник. Михаил Михайлович Сперанский. 1811-1812. Из собрания ГМП

2. А ведь на самом деле идея создания этого привилегированного учебного заведения принадлежала вовсе не царю, а…

А) графу Михаилу Сперанскому – 89 голосов

Б) графу Алексею Аракчееву – 35 голосов

В) поэту Василию Жуковскому – 147 голосов

Г) графу Михаилу Воронцову – 46 голосов

Поэт-романтик Василий Андреевич Жуковский был личным воспитателем будущего императора Александра II, обучал русскому языку приезжавших в Россию немецких принцесс, но идея открыть Лицей принадлежала не ему, а знаменитому реформатору Михаилу Михайловичу Сперанскому. По задумке Сперанского, Лицей должен был стать высшим учебным заведением, в котором готовят будущих государственных мужей, способных честно и смело управлять государством. Учениками Лицея должны были стать и младшие братья императора – великие князья Николай и Михаил (но за парту их не отпустила мама – вдовствующая императрица Мария Федоровна). Среди других прогрессивных замыслов Сперанского – постепенная отмена крепостного права и ограничение самодержавия выборными учреждениями.

А.З. Иткин. Иллюстрация к книге Л. Рубинштейна "В садах Лицея". 1968. Из собрания ГМП
А.З. Иткин. Иллюстрация к книге Л. Рубинштейна "В садах Лицея". 1968. Из собрания ГМП

3. Вспомните, пожалуйста, кто имел право обучаться в Лицее?

А) талантливые мальчики и девочки вне зависимости от происхождения – 55 голосов

Б) мальчики из знатных дворянских семей – 203 голоса

В) мальчики из обедневших дворянских семей – 56 голосов

Г) дети офицеров, погибших на полях сражений – 21 голос

Конечно же, к управлению государством можно было допустить лишь знатнейших из знатных, а потому в Лицей принимали только мальчиков (о девочках и речи быть не могло!) из самых древних и благородных семей. Александр Сергеевич Пушкин этому требованию полностью соответствовал:

Мой предок Рача мышцей бранной
Святому Невскому служил;
Его потомство гнев венчанный,
Иван IV пощадил.
Водились Пушкины с царями;
Из них был славен не один,
Когда тягался с поляками
Нижегородский мещанин.
(А.С. Пушкин. «Моя родословная»)

Э. Кеннеди. Василий Львович Пушкин. 1803. Из собрания ГМП
Э. Кеннеди. Василий Львович Пушкин. 1803. Из собрания ГМП

4. Чтобы попасть в Лицей, нужны были высокие связи – по-другому никак! А кто похлопотал за юного Сашу Пушкина?

А) Его отец, Сергей Львович Пушкин – 18 голосов

Б) Его дядя, поэт Василий Львович Пушкин – 214 голосов

В) Писатель и историк Николай Михайлович Карамзин – 86 голосов

Г) Художник Карл Павлович Брюллов – 21 голос

«Путевку в жизнь» любимому племяннику выхлопотал его «парнасский отец», знаменитый в то время поэт Василий Львович Пушкин. Он же и отвез Александра в Петербург – навстречу новой жизни. Высокие покровители были и у других однокашников будущего поэта. Юному князю Горчакову поможет происхождение – «Рюриковичи мы!». Отец Модеста Корфа – генерал, видный чиновник юстиции. Аркадий Мартынов – крестник самого Сперанского, а отец его – директор департамента народного просвещения. Мать Федора Матюшкина пользуется покровительством императрицы Марии Федоровны.

Неизвестный художник. Василий Федорович Малиновский. 1802-1803. Из собрания ГМП
Неизвестный художник. Василий Федорович Малиновский. 1802-1803. Из собрания ГМП

5. Не помните, как звали первого директора Лицея?

А) Александр Петрович Куницын – 109 голосов

Б) Сергей Григорьевич Волконский – 79 голосов

В) Василий Федорович Малиновский – 119 голосов

Г) Императрица Мария Федоровна – 22 голоса

Вдова Павла I, императрица Мария Федоровна покровительствовала многим учебным заведениям России, но директорствовать в Лицее – все же дело не царское. Александр Петрович Куницын преподавал лицеистам нравственные, политические и юридические науки:

Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…
(А.С. Пушкин. «19 октября» (из ранней редакции)

Во времена, о которых идет речь, будущий декабрист Сергей Волконский находился в действующей армии, воюя на Русско-турецкой войне 1806-1812 годов. Первым же директором Лицея был назначен Василий Федорович Малиноввский – дипломат, переводчик, общественный деятель, выше всего на свете ценивший свободу и равенство и проповедовавший эти ценности среди своих воспитанников.

Продолжение следует