Найти в Дзене
Алина Сидорова

Вопросы по основам статистики

1) определить понятие и значение статистики в современных условиях социально-экономического развития Российский Федерации;
Статистика играет важную роль в управлении экономическим и социальным развитием страны, так как верность любого управленческого заключения во многом зависит от той информации, на базе которой оно принято. Только точные, достоверные и правильно проанализированные данные должны

1) определить понятие и значение статистики в современных условиях социально-экономического развития Российский Федерации;

Статистика играет важную роль в управлении экономическим и социальным развитием страны, так как верность любого управленческого заключения во многом зависит от той информации, на базе которой оно принято. Только точные, достоверные и правильно проанализированные данные должны приниматься во внимание на высоких уровнях управления.

Исследованием экономического и социального развития страны, отдельных регионов, отраслей, фирм, предприятий занимаются специально образованные для этого органы, составляющие статистическую службу. В Российской Федерации функции статистической службы исполняют органы ведомственной статистики и органы государственной статистики.

Наивысшим органом управления статистикой является Государственный комитет по статистике Российской Федерации. Он решает основные задачи, стоящие в настоящее время перед российской статистикой, обеспечивает целостную методологическую основу учета, сводит, анализирует полученную информацию, обобщает данные, публикует результаты своей деятельности.

Государственный комитет по статистике Российской Федерации выполняет следующие функции:

1) осуществляет сбор, обработку, защиту и хранение статистической информации, соблюдение государственной и коммерческой тайны, необходимую конфиденциальность данных;

2) обеспечивает функционирование единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО) на основе учета всех хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации с присвоением им идентификационных кодов, исходя из общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;

3) разрабатывает научно обоснованную статистическую методологию, отвечающую потребностям общества на современном этапе, а также международным стандартам;

4) осуществляет проверку за выполнением всеми юридическими и другими хозяйствующими субъектами законов Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации по вопросам статистики;

5) издает постановления и инструкции по вопросам статистики, обязательные для исполнения всеми юридическими и другими хозяйствующими субъектами, находящимися на территории Российской Федерации.

Совокупность методов статистических показателей, методы и формы сбора и обработки статистических данных, принятые Госкомстатом России, являются официальными статистическими стандартами Российской Федерации.

 

2) проанализировать:

основные школы развития статистики как науки;

Название школы

Время

основания

Последователи

Основная идея учения

Ai Iглийская школа политических арифметиков:

• а) статистико-экономическое направление;

• б) демографическое направление

Конец

XVI - начало

XVII в.

Уильям Петти, Джон Граунт, Эдмунд Галлей

• 1) Изучать общественные явления с помощью числовых характеристик путем обобщения и анализа единичных фактов;

• 2) показать закономерности развития общественных явлений, проявляющихся в массовых статистических данных

Школа государство- ведения (описательная)

Конец

XVII - середина

XVIII в.

Готфрид Ахенваль, Август Шлецер

• 1) Систематизировать существующие способы описаний государств;

• 2) создать теорию такого рода описаний, разработать их подробную схему;

• 3) вести описание только

в словесной форме, без цифр и вне динамики

Статистико-математическая школа

Начало XIX в.

А. Кетле, Ф. Галь- тон, К. Пирсон, У. Госсет,

Р. Фишер

Основу статистики составляет теория вероятностей — одна из отраслей прикладной математики

    П е р в о е н а п р а в л е н и е развития статистики получило название  описательного, возникло в Германии во второй половине XVII столетия и известно как государствоведение , или описательная школа. Ее основателем был немецкий ученый Герман Конринг (1606-1681), который разработал систему описания государственного устройства. Он же ввел и преподавание «Государствоведения» как учебной научной дисциплины в университетах.

   В трудах сторонников этого направления содержалось описание государств, их устройства, быта и нравов населения, естественных условий, климата, финансов, армии. Авторы трудов называли их статистическими. С нынешних позиций с этим нельзя согласиться, поскольку они представляли собою словесное описание «достопримечательностей государства». В основном такие описания носили этнографических характер. Содержание, задачи, предмет изучения статистики в понимании ученых того времени были, как видим весьма далеки от современного взгляда на статистику как науку.

     Много сделал для развития описательной школы и идей Конрингаего последователь профессор философии и права Готфрид Ахенваль (1719 -1 772), который впервые вначале в Марбургском , а затем в Геттингенском университете стал читать новую учебную дисциплину, которую он назвал статистикой Основным содержанием этого курса было описание политического состояния и достопримечательностей государства. Сам термин «статистика» происходит от латинского слова status, что в середине века означало политическое состояние государства.

     В т о р о е н а п р а в л е н и е развитие статистики как науки возникло в Англии и известно под названием школа политических арифметиков, это направление гораздо ближе к сегодняшнему пониманию статистики. Оно возникло на 100 лет раньше немецкой описательной школы. Представители данной школы в отличие от приверженцев государствоведения своей главной задачей считали выявление на основе большого числа наблюдений различных закономерностей и взаимосвязей изучаемых явлений. Основателем школы этого направления был Уильям Петти (1623-1678) известный английский политэконом, который как считается, заложил основы статистической науки.В связи с его работами «Политическая арифметика», «Разное о деньгах» и др. К.Марксназвал их автора отцом политической экономики и в некотором роде изобретателем статистики. В его трудах преобладало статистико–экономическое направление на основе обработки бюллетеней о естественном движении лондонского населения.

    В первой половине XIХ в. возникло т р е т ь е н а п р а в л е н и е статистической науки. Оно получило название статистико-математического. Приверженцы этого направления представителей государствоведения и представителей политической арифметики дошли до теоретического обобщения практики учетно-статистических работ. До создания теории статистики. Особый вклад в развитие этого направления внес известный бельгийский статистик Адольф Кетле (1796-1874) математик по образованию, много лет возглавлявший национальную статистику Бельгии, основоположник учения о средних величинах. Он называл статистику «Социальной физикой», т.е. наукой изучающей законы общественной системы с помощью количественных методов. Важнейшей его заслугой является обоснование идеи использования закономерностей, выявленных из массы случаев, в качестве важнейшего инструмента познания объективного мира. Именно он дал определение предмета статистики (массовые явления, связанные с жизнью общества, государства), увидел в ней орудие социального познания, также он внес значительный вклад в разработку теории устойчивости статистических показателей, раскрыл суть методов статистики. Учение А.Кетле о статистической закономерности оказало значительное влияние на современников.

     Математическое направление в статистике развивалось в работах Ф.Гальтона (1822-1911), К.Пирсона (1857-1936), В.Госсета (1876-1936), Р.Фишера (1890-1962), М.Митчела (1874-1948) и др. Представители этого направления, считали основной статистики теорию вероятностей, составляющую одну из отраслей прикладной математики.

 

- предмет и основные задачи статистики;

Предметом статистики является изучение общественных явлений, динамики и направления их развития. При помощи статистических показателей статистика определяет количественную сторону общественного явления, наблюдает закономерности перехода количества в качество на примере данного общественного явления и на основании этих наблюдений производит анализ полученных данных в конкретных условиях места и времени.

Основными задачами статистики являются:

1) сбор данных о социально-экономическом положении страны, ее регионов, отраслей экономики, предприятий;

2) разработка и совершенствование научно обоснованной статистической методологии, соответствующей потребностям общества на современном этапе и международным стандартам;

3) разработка и анализ экономико-статистической информации;

4) изучение динамики социально-экономических явлений, прогнозирование и выявление основных тенденций развития;

5) изучение связей между явлениями общественной жизни и степени влияния их друг на друга;

6) научное исследование, обогащение и углубление теоретического познания явлений на основе изучения систем статистических показателей.

 

- составные элементы статистической методологии;

Важнейшими составными элементами метода статистики и статистической методологии являются массовое статистическое наблюдение, сводка и группировка, а также применение обобщающих статистических показателей и их анализ.

1) статистическое наблюдение. Чтобы охарактеризовать с количественной стороны любое массовое явление, необходимо сначала собрать информацию о составляющих его элементах. Это и достигается при помощи статистического наблюдения, осуществляемого на основе выработанных статистической наукой правил и способов. Результатом его являются данные, характеризующие каждую единицу наблюдения. Однако результаты статистического наблюдения представляют собой лишь исходный статистический материал. После получения этих результатов необходимо рассчитать сводные (итоговые) показатели. 

2) сводка и группировка результатов наблюдения, применение обобщающих (сводных) характеристик. Собранные в процессе статистического наблюдения сведения подвергаются в дальнейшем сводке (первичной научной обработке), в процессе которой из всей совокупности обследованных единиц выделяются характерные части (группы). Группировка в статистике является основой обработки и анализа собранной информации. Осуществляется она на основе определенных принципов и правил. Результаты статистической группировки и сводки оформляются в виде статистических таблиц, являющихся наиболее рациональной, систематизированной и наглядной формой представления массовых данных. 

3) анализ и обобщение статистических фактов. В процессе обработки статистической информации совокупность обследованных единиц и выделенные ее части на основе применения метода группировок характеризуются системой цифровых показателей: абсолютных и средних величин, относительных величин, показателей динамики и т.д. Некоторые общие черты формирования обобщающих показателей устанавливаются посредством измерения их вариации. Показатели вариации дополняют средние величины, за которыми скрываются индивидуальные различия. 

 

- основные этапы статистической работы, дать краткую характеристику;

Любое статистическое исследование массовых общественных явлений включает в себя 3 основных этапа:

▪ Статистическое наблюдение - формируются первичные статистические данные, или исходная статистическая информация, которая является основой статистического исследования. Если при сборе первичных статистических данных допущена ошибка или материал оказался недоброкачественным, это повлияет на правильность и достоверность как теоретических, так и практических выводов;

▪ Сводка и группировка данных - на этой стадии совокупность делится по признакам различия и объединяется по признакам сходства, подсчитываются суммарные показатели по группам и в целом. С помощью метода группировок изучаемые явления в зависимости от существенных признаков подразделяются на типы, группы и подгруппы. Метод группировок позволяет ограничивать качественно однородные в существенном отношении совокупности, что служит предпосылкой для определения и применения обобщающих показателей;

▪ Обработка и анализ полученных данных, выявление закономерностей. На этом этапе с помощью обобщающих показателей рассчитываются относительные и средние величины, дается сводная оценка вариации признаков, характеризуется динамика явлений, применяются индексы, балансовые построения, рассчитываются показатели, характеризующие тесноту связей в изменении признаков. С целью наиболее рационального и наглядного изложения цифрового материала он представляется в виде таблиц и графиков.

 

статистическую совокупность, единица совокупности;

Объектом статистического исследования выступаетстатистическая совокупность.

Статистическая совокупность множество объективно существующих во времени и пространстве, однородных в определенном отношении процессов и явлений. 

Объем совокупности общее число единиц, образующих статистическую совокупность.

Однородность статистической совокупности- однородной является совокупность, единицы которой близки между собой по значениям признаков, существенных для данного исследования, или же они относятся к одному и тому же типу.

​Каждый отдельно взятый элемент данного множества называется единицей совокупности:

Единица совокупности — это индивидуальные элементы, являющиеся носителями изучаемых признаков.

 

признак и его основные виды;

Признак - объективная характеристика единицы статистической совокупности, характерная черта или свойство, которое может быть определено или измерено, относится к основным категориям статистики, составляют ее язык.

Количественный признак - отдельные варианты имеют числовые выражения, отражают размеры, масштабы изучаемого объекта или явления, т.е. варьируют.

Качественный признак отдельные варианты выражаются в виде понятий или наименований:

​- Альтернативный признак имеет два варианта значений (мужской и женский пол).

​- Атрибутивный признак имеет более двух вариантов значений, выражаются в виде понятий или наименований (район проживания, вид продукции, цвет товара).

​- Порядковый признак характеризует некоторое качество явлений, интенсивность которого выражена по-разному.

 

3) сформулировать:

- понятие статистического показателя и его отличие от признака;

Статистический показатель обобщающая характеристика какого-то свойства группы единиц или совокупности в целом (средняя зарплата по предприятию – это статистический показатель, а размер зарплаты отдельного работника – это признак).

Статистический показатель дает количественнокачественную оценку свойств изучаемых явлений. Он строится как обобщающая характеристика признака, и этим отличается от индивидуальных значений (признаков).

Он может исчисляться как среднее значение признаков, сумма абсолютных значений признака и вычисление относительных величин.

Статистический показатель обобщающая характеристика какого-то свойства группы единиц или совокупности в целом (средняя зарплата по предприятию – это статистический показатель, а размер зарплаты отдельного работника – это признак).

 

4) охарактеризовать понятие «статистическая закономерность», назвать ее основные виды.

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ – это форма проявления повторяемости, регулярности, последовательности и порядка, неизменности причинно- следственной связи, явлений и событий (закон – постоянство; метод – путь). 

ВИДЫ СТАТИСТИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ 

• Развития, изменения явлений (статистика снижения среднего возраста вступающих в брак) 

• Структурных сдвигов (структура – связи и отношения) (увеличение доли населения преклонного возраста в сельской местности) 

• Распределения элементов совокупности (распределение семей по численности детей) 

• Установления связей между явлениями (установление связей между себестоимостью продукции и производительностью труда)