Никола́й Семёнович Ти́хонов (4 декабря 1896 — 8 февраля 1979) — русский советский поэт, прозаик и публицист, общественный деятель.
Н. С. Тихонов родился в 1896 году. Его юность проходила в годы первой мировой войны, в годы становления социалистического государства. Вместе с новым миром рождался и своеобразный художник — поэт, прозаик.
Тихонов вошёл в литературу первых лет революции как певец гражданского долга и человеческого мужества, как представитель поколения, естественно включившегося в борьбу за новую жизнь. С первых же своих поэтических выступлений Тихонов зарекомендовал себя как поэт-новатор, ищущий непроторённые пути в искусстве слова.
Писать Тихонов начал в 1914, но стал печататься только после Октябрьской революции. Его самые ранние произведения (см. «Стихотворения и поэмы в одном томе», 1935) и первые две книги стихов — «Брага» и «Орда» [1921—1922] — написаны под непосредственным влиянием поэтики акмеистов с их эстетическими принципами обнаженной конкретности, «представимости образа», смысловой точности слова, с пристрастием к предметной живописно-красочной детали, с их восприятием явлений жизни как самоценного поэтического факта. Но в отличие от творчества акмеистов уже первые сборники Тихонова насыщены революционным содержанием. Тихонов воспринимает революцию как бурное освобождение человеческой силы и энергии.
Одновременно Тихонов упорно работает над формой стиха, над овладением «сложным словом». Суровый лаконизм ранних стихов, «баллады скорость голая, романтики откос», перестает удовлетворять поэта. Однако поиски полновесного художественного слова, совершенной формы идут у Тихонова в эти годы не по пути к овладению простотой и народностью поэзии, а по линии усложненности поэтики.
Стилевое своеобразие творчества Тихоноваэтой поры — в переключении и смешении различных смысловых, исторических планов, в употреблении образов, связанных между собой отдаленной смысловой ассоциацией, в обилии перифраз, условной гиперболизации, абстрагировании метафор и сравнений, в недосказанности, недоговоренности образа. Такие поэмы, как «Хам», «Дорога», «Шахматы», «Красные на Араксе», и многие стихотворения, благодаря чрезмерно усложненной системе образов, строящихся на отдаленной смысловой связи, не дают единства поэтического впечатления и крайне трудны для восприятия. Создается нередко разлад между простотой, естественностью, обыденностью героя и усложненностью, искусственностью формы его поэтического изображения, между стремлением заглянуть в глаза «трущобам, требующим слова», и условным языком поэта. Эти особенности тихоновской поэзии во многом являлись результатом своеобразного экспериментаторства поэта, поисков новых форм
(«Разведчик — я. Лишь нагибаю ветки,
Стволы рубцую знаками разведки,
Веду тропу — неутомим.
Чтобы товарищ меткий
Воспользовался опытом моим»).
Свои творческие искания Тихонов продолжает в прозе, над которой он работает с 1927 года. Проза Тихонова является органическим продолжением его поэзии, поэзии сюжетной и рационалистической по своему характеру.
Своеобразие тихоновской прозы заключается прежде всего в сюжете его произведений, построенном обычно на исключительных, эксцентрических ситуациях, на случайных совпадениях, стирающих грань между реальностью и фантастикой. Соответственно этому и реалистический облик героя дается иногда в гротескном плане. Реалистические тенденции отчетливее всего сказались в так называемой бессюжетной прозе — в частности, в очерках «Кочевники».
В своих последних сборниках Тихоновдостигает значительно большей реалистической четкости, выразительности стиха и во многом изживает формальную усложненность предшествующих произведений. Прежняя рассудочность его поэзии заменяется лирической эмоциональностью, особенно в «Стихах о Кахетии», передающих сочный местный колорит.