Найти тему

Часть первая. Глава третья. Заселение новоселами.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

  • ЗАСЕЛЕНИЕ НОВОСЕЛАМИ

Переезд семьи Аверьяна Алексеевича Ронжина из Вятки на свободные земли в Сибирь поживому затронуло многих жителей деревень Котельнического уезда. малоземельные крестьяне, потерявшие всякие надежды избавиться от постоянного недоедания семьи, сейчас, когда такая возможность появилась, задумались над этим. Ради избавления полуголодного существования они готовы были на многое: оставить обжитое, хотя и скудное, но свое хозяйство, дом, навсегда расстаться с родными местами, близкими, родными.

Письма из Вятки приходили в Сибирь часто. Людей интересовала земля, лес, как добираться до поселения. На письма отвечал Савелий. Каждый раз писал: «приезжайте люди добрые, не пожалеете, земли, леса на постройки всем хватит». И они верили этим письмам, и не теряли надежды на лучшее будущее.

В 1906 году ходаком пришел из Вятки Филимон (фамилия с годами забыта). Справили у Ивана Лебедева вид на жительство, облюбовал место у ручья. На левой стороне его застолбил участок под усадьбу и дом. На правой стороне под развесистыми кронами стоящих вековых лиственниц поставил шалаш, сверху накрыл корой. Шалаш Филимону служил временным жильем и укрытием в непогоду. Место под усадьбу выбрал низинное, вокруг стоял нетронутый хвойный лес. Ручей вытекал недалеко из родников, вода чистая, пригодна для питья.

До наступления холодов на усадьбе Филимон срубил избушку под временное жилье, расчистил место под дом. В Пойме ловил мордами рыбу, питался ей. В зимнее время на усадьбе рубил лес, заготовлял бревна на дом, в отдельные дни промышлял мелкого зверя, ловил зайцев в расставленные на тропах петли.

Жил Филимон обособленно, близких связей с первыми переселенцами старался не заводить, за помощью к ним обращался редко.

В том же году ходаком пришел из Вятки Антон Тарасов. Долго присматривался к местности, природе, побывал на реке, засеянных поселенцами пашнях. Получив право на поселение, застолбил участок на небольшой поляне среди редкого леса. Про себя размышлял: « место ровное, пней и валежника немного, легче будет обживать землю. А леса вокруг много, знай, руби себе, вози сколько надо». В первом же году заложил венец под пятистенный дом. На усадьбе срубил избушку под временное жилье. Постоянно ходил на реку ловил мордами рыбу. Зимой валил лес, заготовлял бревна на дом. Весной, когда появился подножный корм, купил коня с упряжкой, на нем возил бревна. На усадьбе разработал небольшой участок под огород, засадил его картошкой.

Рубить дом Антон нанял мужиков, приходивших из Александровки. В несколько пар рук за лето поставил сруб, накрыл крышей. Остальные работы делал сам, к зиме вселился в одну половину дома.

Летом 1907 года на поселение приехала из Вятки многодетная семья Семена Елизаровича Немчанинова , вместе с ней жена Филимона – Агафья. Она была в родственных связях с Лукерьей, женой главы семейства Немчаниновых.

При выгрузке привезенного с собой домашнего скарба, Семен Елизарович на железнодорожной станции Канск сторговал двух коней с упряжками. На подводы погрузил вещи, домашнюю утварь, все привез с семьей на место поселения.

В семье Семена Немчанинова трое сыновей: Петр, Федор, Сергей, четверо дочерей – Ненила, Аксинья, Мавринка, Дарья. Старший сын Петр женатый, от семьи был отделен еще на родине. При переселении приехал с семьей, жена Олена Даниловна, четырехлетний сын Костя.

Вся семья Немчаниновых остановилась на усадьбе Филимона. У лиственниц пристроили еще один шалаш, сверху накрыли берестой, бока утеплили холстом. Место поселения Семена Елизаровичу поглянулось: лес, ручей вытекающий из родника, недалеко река, пригодная земля под пашни, сенокосные угодья рядом, занимай, обрабатывай не ленись сколько можешь. Получив вид на жительство Семен Елизарович застолбил участок под дом и усадьбу рядом с Филимоном по правую сторону. По соседству с ним занял землю под пашню и сенокос. По приезду Семен Елизарович не терял ни дня летнего времени, осваивал участок, рубил, раскряжевывал на бревна лес, заготовлял мох. Работы спорились, рабочих рук хватало, все были приставлены к делу. Через несколько недель заложил первый венец будущего дома.

Петр вошел в пай к Филимону, вместе заложили большой пятистенный дом на две половины. Рубить стены Филимон нанял приходящих мужиков.

К Покрову срубы были под крышей, сбиты печи. К зиме по черновому вселились в половины дома.

Летом Семен Елизарович вместе с Филимоном заготовили сена для корма коням. Дети-подростки – Дарья, Сергей в сопровождении старших постоянно ходили за грибами, ягодами. Приносили их к столу, запасали на зиму. В уборочную страду старшие дочери Ненила, Аксинья работали на поденщине по найму, жали хлеб у зажиточных хозяев в Александровке.

Федор в семье вел все хозяйство, помогал отцу в работе. С детства он был увлечен рыбной ловлей. И теперь, на новом месте находил время сходить на реку ловил рыбу в морды. Для большой семьи она была большим подспорьем к столу.

К осени приехала из Вятки семья Антона Тарасова. К холодам вселились по черновому в одну половину дома. Хозяин рассчитывал в жизни заняться мелкой торговлей. Из одной половины дома прорубил и вставил дверь, вывел с фасада крыльцо с выходом на улицу.

В 1908 году началось заселение деревни, из Вятки на поселение приехало в Абакумовку более десяти семей. Рядом с усадьбой Ронжиных построили дома братья Евдоким и Кирилл Щепины, по другую сторону построил пятистенный дом Карпей Юферов, Андриян Юферов застолбил по соседству участок под усадьбу и дом. Рядом с Семеном Немчаниновым построил дом Тимофей Шатов, напротив – срубил дом Кондрат Щербинин.

В последующие годы приехали на поселение из Вятки Петр Шабалин, Федор Куклин, Устюжанин, Уточкин. На Таежном поселились семьи: Щербинины, Перминовы. После 1910 года Абакумовка быстро расстраивалась. С каждым годом росло количество крестьянских дворов. Полностью застроилась Большая улица, Таежная приобрела облик улицы, стала застраиваться Маленькая улочка. Люди все приезжали и приезжали, вблизи Абакумовки появилось новое поселение Росляки.

Не так просто и легко, как хотелось бы представлять сете, обживались переселенцами новые таежные земли. Трудностей по приезду было много. Приезжали семьи многодетные со скудным домашним скарбом.

Первое, что нужно было, поставить крышу над головой. Срубить дом одной семье физически было не под силу. Мужики объединялись между собой, по очереди строили дома. Коней старались купить с упряжками по приезду на железнодорожную станцию Канск, где выгружали привезенное с собой имущество. Нанимали коней и на месте у обжившихся мужиков.

Опыта рубить дом вятским мужикам не занимать, каждый владел не по одной профессии. дома большей части рубили наскоро, небольшие времянки, когда вселились, то так и остались жить в них, хотя леса вокруг было много. В этом, повидимому, сказался прижившийся вятский уклад жизни, да и больших возможностей не было, в основном приезжали маломочные безземельные крестьянские семьи.

Не менее трудным была разработка целинных, веками не тронутых человеком таежных земель. Вручную выкорчевывали, огнем выжигали пни, удаляли старые свалившиеся деревья.

И так из года в год, сажень за саженем, с большим трудом переселенцы отвоевывали у дикой природы участки земли под огороды, пашни, постоянно увеличивая клин распаханной земли.

-2

Основано в 1906 году. В 1926 году состояло из 84 хозяйств, основное население — русские. Центр Абакумовского сельсовета Амонашевского района, Канского округа, Сибирского края. Численность населения в 1906 году - 460.